Итак, действие в «Т-34» начинается в 1941 году под Москвой. Младшему лейтенанту Николаю Ивушкину (Александр Петров) поставлена задача любой ценой задержать наступление танков на село Нефёдово и выиграть время для отступления. На одной боевой машине Ивушкин вместе с экипажем вступает в неравный бой с врагом и, как бы нам ни хотелось, всё же уступает коварному немцу – Клаусу (Винценц Кифер).
Дальше мы перескакиваем уже в 1944 год. В одном из концлагерей обнаруживается Ивушкин, который выжил в том сражении, а также и Клаус в звании штандартенфюрера. Узнав старого знакомого, он заставляет Ивушкина собрать экипаж из узников лагерей и стать «игрушкой» для тренировок немецких танкистов. В рядах пленных обнаруживается знакомый мехвод-белорус Василёнок (Виктор Добронравов), также в команду попадают Волчок (Антон Богданов) и Серафим (Юрий Борисов). Им предстоит привести в порядок захваченный русский танк (Т-34–85) и выйти на поле боя. Без снарядов. А дальше, кажется, и всё понятно: ловкий побег и погоня, возглавляемая Клаусом.
Ну и что за фантастика, спросите вы? Беглецы угоняют танк и скрываются на нём в тылу врага? Не может быть! И как такое в голову пришло?! Резонно. История, действительно, кажется выломанной из реального военного контекста. Но давайте разбираться. Описанный выше сюжет – довольно известная история времён войны. Не то реальная, не то вымышленная: когда наши освободили танковый полигон в Германии, были найдены свидетельства, что немцы использовали наших танкистов во время манёвров как живые мишени. Более того, об этом был снят известный фильм «Жаворонок» (1964 года), и он даже попал в конкурс Каннского кинофестиваля. Да, фильм местами как две капли воды похож на «Жаворонок» Курихина и Менакера. И что-то не кажется, что лихую погоню за советским танком по узким улочкам немецких городов кто-то в 1964 году критиковал за вымысел. Да и даже украденные в ресторане кружки с пивом, шок местных жителей и другие мелкие детали нарочито перекочевали в «Т-34» из «Жаворонка».
«Т-34», по сути, уже третий фильм про танкистов за год. И если первый блин – «Танки» Кима Дружинина – был совсем комом, «Несокрушимый» был лучше, но интереса не вызывал, то «Т-34» словно исправляет огрехи первых двух. Напичканный всевозможными компьютерными эффектами, он реально представляет собой танковый экшн, которому из двух с половиной часов отдана большая часть. Так танки в России, пожалуй, ещё не снимал никто.
При этом отделаться от мысли, что наблюдаешь за «танчиками» в компьютерной игре, порой сложно. Бесконечное количество эффектов «слоумо» (сильно замедленное действие) и вовсе где-то утомляет. Вот ме-е-е-е-едленно вылетает боевой снаряд, чиркает об обшивку танка. А то и сталкивается с другим снарядом. И кажется, что это уже не фильм про войну, а какой-то кинокомикс, снятый для подростков. Камера тут вообще усиленно старается избегать самых неприятных атрибутов войны. Кровь тут появится только ближе к концу, убитые пачками немцы останутся на втором плане, как и ужасы концлагеря. И рейтинг фильму присвоят соответствующий – 12 плюс.
За размытыми деталями фокус будет на танках и его героях. Увлекательные съёмки внутри боевой машины, динамичный монтаж погони и щепотка военного юмора всё же перетянут эмоции на себя. Тяжёлая служба, психическое напряжение, особенно в танковом бою, тут отточены идеально. Актёрский же квартет усиленно этому будет способствовать. Виктор Добронравов весьма правдоподобно будет сыпать шутками с белорусским акцентом, Антон Богданов, пожалуй, впервые весьма органично впишется в фильм после «Реальных пацанов», а Александр Петров в очередной раз сделает заявку на статус актёра номер один в современном российском кино.
Такой вопрос, увы, в какой-то момент всё равно возникнет. Вот лесная погоня, лихой экипаж, который ничего не боится, финальная битва в небольшом немецком городке. Кровь и боль. Начерченные пунктиром герои, о которых мы к концу, по сути, ничего и не узнаем – откуда они, где их дом и семьи? Красивая картинка танков с их обаятельной мощью временно затмит взор, но каков вывод?
А в «Т-34» не делается никакого вывода. И нет особой морали. Вот солдаты на войне, убежали из лагеря, едут на танке в Чехословакию с шестью снарядами. Тут же возникнет любовная линия – они захватят с собой сбежавшую из этого же лагеря русскую девушку. Выживут они или нет? Узнаете в кино.
Так получается, что на экране танки и только танки. Захватывающе? Да. Но правильно ли показывать войну только как гонки на тяжёлых боевых машинах? У пришедшего 12-летнего мальчика картина в голове о самой трагической странице XX века сложится какая? Вопрос, на который создатели фильма словно отвечают также размыто. Уже в финальных титрах заиграет Булат Окуджава. «Вставай, вставай, однополчанин. Бери шинель, пошли домой». От этой песни проснёшься, как из глубокого сна, и подумаешь уже совсем о другой войне.
Этот вопрос после просмотра, конечно, остаётся. Особенно интересен тот факт, что, по статистике, каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера «Уралвагонзавода», который до конца войны выпустил больше 20 тысяч боевых машин. Сами создатели сразу отметили, что в фильме – настоящие «тридцатьчетвёрки». В картине снимались оригинальные танки Т-34–76 (в начале фильма) и Т-34–85 (в финале). В них же находились камеры и сами актёры. Виктор Добронравов в роли мехвода реально научился водить танк.
Военный консультант фильма Михаил Барятинский в официальном релизе от студии производителя картины отмечал: «Спустя 70 лет после войны вообще найти работоспособные машины на ходу – очень большая проблема. Здесь с ней справились. Приведу такой любопытный факт: Т-34 в первых эпизодах фильма был восстановлен из частей нескольких «тридцатьчетвёрок» примерно одного периода выпуска, но разных заводов. В итоге получилась машина, соответствующая по времени 1941 году. Причем машина настоящая, броневая».
Выходит, что Т-34 в фильме хоть и не сошли с конвейера уральского завода, но вот детали для них вполне могли быть сделаны в Свердловской области.