Александр Робак: «В России авторское кино пошло в гору. Значит, мы живы»

8 ноября 2018, 17:41
Александр Робак: «У меня много интересной работы, потому что я не стою на месте. И у меня одна задача – делать хорошее кино». Фото: Павел Ворожцов

Александр Робак: «У меня много интересной работы, потому что я не стою на месте. И у меня одна задача – делать хорошее кино». Фото: Павел Ворожцов

Актёр Александр РОБАК за последние пару лет превратился едва ли не в самого востребованного актёра отечественного кино. Только за этот год у него три громкие премьеры – сериалы «Домашний арест», «Мёртвое озеро», а также фильм «Грецкий орешек», где Робак выступил ещё и продюсером. 8 ноября картина вышла в широкий прокат, а Александр приехал в Екатеринбург представить фильм. 

Перед показом «Грецкого орешка» мы встречаемся в пустом зале «Prada 3D» в Академическом. С Александром Рэмовичем как-то сразу становится легко. В нём действительно есть что-то такое свойское. И не зря образ народного героя Ивана Самсонова из «Домашнего ареста» ему так подходит. Он незаметно переходит на «ты». 

– Братцы, принесите чашечку кофе, – просит он. – Давай поговорим, просто дружеская беседа. 

– Александр, вы же практически наш земляк. Родились в Челябинской области.

– На самом деле корнями я полностью ваш. В Свердловской области родились мои бабушка с дедушкой. Когда-то они жили в Верхней Пышме. Сейчас, так понимаю, это часть Екатеринбурга. Нет? В общем, каждое лето до семи лет я проводил у них. Поэтому больше ваш земляк, чем это кажется. Но родился и вырос в Златоусте. А родня и друзья у меня и там, и тут. Урал не отпускает. 

Александр Робак
Александр Робак представил в Екатеринбурге фильм «Грецкий орешек» Фото: Павел Ворожцов

– Удивительно, но и кинокарьерой вы тоже «наш»: одно из первых ваших появлений на экране – эпизод в фильме «Брат 2» Алексея Балабанова.

– Это была вторая моя работа в кино и сразу у Балабанова. Хотя до этого был эпизод в фильме у Карена Шахназарова. Но не думаю, что это как-то запустило мою карьеру. Всё закручивалось постепенно.

– Каким вам запомнился Балабанов?  

– Он гениальный режиссёр, профессионал. Было некое волнение работать у него, поскольку он был невероятно требовательным. Кстати, если вы помните, то в этом эпизоде на фоне стоит машина – внедорожник «Хаммер». Тогда это была диковинка. Их, наверное, на всю Москву и Питер (если не на всю страну) было всего три. Алексей сказал, что обязательно должен быть «Хаммер». Три раза переназначали эту смену, потому что администраторы просто не могли найти такую машину. Балабанов говорил: «Хаммера» нет? Я что-то непонятно сказал? Съёмки не будет». И распускал нас. В итоге он добился своего – нужную машину нашли. 

– С тех пор практически двадцать лет прошло. За это время, я так подсчитал, у вас более ста появлений на экране. Практически 50 на 50 – кино и сериалы. Как вы сами расставляете приоритеты в этом плане? В какой-то момент, наверное, и клише «сериальный актёр» приклеивалось. 

– Я никогда не делил и не задумывался. Лично для меня работа разделяется на интересную и неинтересную. Важна хорошая драматургия и хорошая команда – режиссёр, актёры, оператор. Звёзды должны сойтись. Конечно, иногда проекты не выстреливают и не оправдывают ожиданий. Но я всегда говорю – никогда никто не хочет делать плохо. Другой вопрос, как всё это складывается. С годами должна вырабатываться «чуйка» – какой проект выбирать. И у меня такое правило – если ты куда-то вошёл, то доводи дело до конца. 

– В последнее время, как вы говорите, «чуйка» ведёт вас очень хорошо. Совсем скоро выйдет один  из самых сложных и серьёзных фильмов последнего времени – «В Кейптаунском порту» Александра Велединского. И у вас там – одна из главных ролей.

– Велединский для меня режиссёр номер один. Мне всегда хочется с ним работать. Он очень редко и выборочно снимает кино. Это, по сути, четвёртая его серьёзная картина. К сожалению, я не могу рассказать вам о ней – она ещё не вышла в прокат. Сейчас фильму готовят фестивальную жизнь. Это очень серьёзная и сложная работа, к которой Саша шёл 20 лет! Он писал сценарий, искал средства. После «Географа глобус пропил», который был оценён по заслугам, он смог наконец-то приступить к этой работе. Фильм снимался и в Москве, и в Крыму, и в Нижнем Новгороде, и в Санкт-Петербурге, и непосредственно в Кейптауне – ездили в ЮАР.  

Александр Робак: «С таким режиссёром, как Велединский, работать – счастье. Тем более, что Саша мой большой друг». Фото: Павел Ворожцов

– Вы приехали в Екатеринбург представлять картину «Грецкий орешек» Стаса Иванова. Вы выступили продюсером и сыграли одну из ролей.

– Действительно, я со своим партнёром Максимом Лагашкиным этот фильм продюсировал. Это история по книге «Правила аквастопа» моего друга, известного ведущего, писателя – Алекса Дубаса. Когда книга вышла, я присутствовал на авторской читке. Мне понравилось, и я сказал ему: «Алекс, это когда-нибудь нужно снять». Лёгкая, светлая история, которую должны увидеть люди. Романтическое путешествие. Спустя несколько лет опять звёзды сошлись, и всё молниеносно начало развиваться. Появился замечательный сценарист и режиссёр – Стас Иванов, актёры – Кирилл Каганович, Анна Уколова, Полина Толстун, Михаил Пшеничный. И замечательный оператор – Морад Абдель Фаттах. Уверен, у него большое будущее. Восемьдесят процентов происходит в Греции. Снимали на острове Скопелос – именно там, когда были съёмки мюзикла «Мамма Mia!» с Мерил Стрип. До острова от Афин нужно плыть восемь часов на пароме. Там невероятно красивые скалы, море. Сложнопостановочная картина, но, судя по отзывам, всем «заходит». 

– Расскажите про две ваших серьёзные телевизионные работы в этом году. Кстати…

– (не дожидаясь окончания вопроса)… Да, сейчас пошла волна очень интересных проектов, связанных с телевидением. Всё произошло благодаря появлению интернет-платформ. Это настоящий прогресс. Дело в том, что в этом году количество денег, потраченных на рекламу на телевидении, сравнялось с такими же тратами в Интернете. Наконец-то мы до этого дожили. В России стала возможна конкуренция Интернета с телевидением. Молодое поколение растёт, и телевизор им просто не нужен. Теперь можно снимать интересные проекты, не рассчитанные на аудиторию своего канала. Поскольку у каждого ТВ-канала она довольно узкая, молодые режиссёры и кинодраматурги не могли запустить какие-то интересные вещи. А сейчас входят интернет-платформы. Уверен, их в скором времени станет ещё больше. Там могут запускаться проекты, рассчитанные на широкую аудиторию. Так возникли «Домашний арест» Семёна Слепакова, «Обыкновенная женщина» Бориса Хлебникова, «Мёртвое озеро» Романа Прыгунова, «Звоните Ди Каприо» Жоры Крыжовникова. Это новый глоток воздуха для всех.

– Российское кино также движется вперёд. За последнее время масса интереснейших проектов – от блокбастеров до авторского кино. 

– Начинается новая волна. Просто так ничего не бывает. Всё должно совпасть – режиссёры должны дорасти, зритель быть готовым. Авторское кино, а сейчас в России авторское кино всё-таки пошло в гору, появляется только тогда, когда режиссёр не может молчать. Он берётся за перо. Значит, с людьми в стране что-то происходит. Значит, мы живы. 

– Давайте поговорим про нашумевший сериал «Домашний арест».

–  Я считаю, что это высококлассная драматургия. В «Домашнем аресте» сошлось всё. Сценарий Семёна Слепакова, режиссура Петра Буслова, операторская работа Сергея Козлова. Главное, Семён в эту историю верил. Уговорил меня сниматься. На самом деле это и драма, и сатира. Очень высокого класса. Я бы сказал так: сатира, которая правильно завуалирована в драматургию. Она не лобовая, но узнаваемая. Салтыков-Щедрин нашего времени.

– В скором времени выйдет ещё один интересный проект – «Мёртвое озеро» на канале ТВ-3. 

– Там тоже очень хороший сценарий – запутанно-жёсткий. Невероятно красивая натура. Пятиметровые сугробы. Плюс великолепная команда – Роман Прыгунов, который снял замечательные «Духless», сыграл Женя Цыганов, Андрей Смоляков, Тима Трибунцев. Он пока тоже не вышел – так что много рассказывать не могу.