Выступает лауреат 1979 года ВИА «Краски». Слева — нынешний руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а тогда работник комбината «Ураласбест» Виктор Басаргин. Фото: Из личного архива Виктора Басаргина
– Если не ошибаюсь, лауреатом конкурса был и Виктор Басаргин, будущий заместитель полпреда Президента РФ в УрФО, министр регионального развития и губернатор Прикамья?
– Это в Асбесте. Витя был помощником машиниста экскаватора и там организовал вокально-инструментальный ансамбль «Краски». Потом пошёл по комсомольской работе, и когда уже стал секретарём Свердловского обкома, очень помогал нам в организации.
В Асбесте, кстати, всегда были прекрасные концерты. Один раз уже за полночь было, но люди не расходились. «Краски», «Эридан» из Артёмовского – я считаю, что это были наши уральские «Песняры», музыканты высочайшего класса, притом, что все ребята рабочих профессий.
– Даже сейчас телетрансляция концерта – непростая процедура, а ведь тогда технические возможности были гораздо скромнее.
– Я сейчас завидую белой завистью нынешним телевизионщикам – какая у них техника! Если бы нам в то время такую! Чего стоили только огромные бобины с плёнкой, которые в руках держать было тяжело. А сейчас флешечку вставил – и готово. С плёнкой было плохо, и ведь не сохранялось ничего, к сожалению – записали, показали, стёрли и снова записали на эту же плёнку.
– Когда сейчас звучат названия вроде «Юность комсомольская моя» представляется, что это непременно песни типа «Ленин, партия, комсомол».
– Вовсе необязательно. Каждый готовил свою программу, никого не обязывали петь про партию и комсомол.
– Да и среди «комсомольских» песен, если уж на то пошло, были свои шедевры.
– Вот именно! Чего стыдиться, это были гениальные песни. Начиная с «Дан приказ ему на запад» братьев Покрассов. Я думаю, по песням Пахмутовой школьники историю страны будут когда-нибудь изучать. А ещё песни Яна Френкеля, Оскара Фельцмана и плеяды наших великих композиторов. А какие стихи у Николая Николаевича Добронравова! Настоящая поэзия! И самое главное – никаких фонограмм, пели всё вживую. Сейчас смотрю иногда федеральные каналы, а там говорят как о большом событии: «Прямой эфир! Живой звук!» А у нас другого и не было.
– Песни были только официально признанных советских композиторов?
– Свои песни ребята тоже исполняли. Тогда же был расцвет вокально-инструментальных ансамблей. Много было подражаний «Самоцветам», «Песнярам», «Весёлым ребятам».
Мы же когда начинали, было очень плохо с инструментами. Приезжаем в тот же Ирбит и узнаём, что в одном из ансамблей появилась новая гитара. Все забывают о своих репетициях и вообще обо всём на свете и собираются вокруг счастливчика. А он, конечно, король в этот момент.
Когда увидели «битлов», то стали все волосы отращивать, а мне телевизионные начальники категорически запрещали такое показывать.
– Ну ещё бы! Даже для Александра Градского было большой проблемой попасть на телевидение с его знаменитой шевелюрой.
– В городе с утра в день конкурса специально открывали парикмахерскую, и со слезами на глазах все шли подстригаться. Потом научились волосы подбирать и закалывать…
Конечно, это было замечательное время, замечательные ребята. Как говорил тот же Витя Басаргин: «Мы стали лауреатами, так нас знал весь Асбест». Нынешнему шоу-бизнесу такая популярность не снилась.
Бессменным председателем жюри была Александра Пахмутова. «Когда ребята получали из её рук диплом — для них это был праздник, — вспоминает Герман Беленький. — Она была строга и очень серьёзно относилась особенно к исполнению своих песен». Фото: из личного архива Германа Беленького
– Возражения были только по поводу длины волос? Других проблем с партийными и комсомольскими идеологами были?
– Никогда. Может быть, я этим ответом разочарую вас, потому что сейчас модно, рассказывая о том времени, вспоминать про идеологическое давление, цензуру. Нас никто не ограничивал ни в репертуаре, ни в чём другом. Наверное, потому что был самоконтроль и у нас, и у ребят, понимали, что можно, а что нельзя.
Я объехал благодаря конкурсу всю Свердловскую область и познакомился с замечательными ребятами – первым секретарём горкома комсомола в Серове Вадиком Зыряновым, он потом погиб. В семь утра в гостинице уже раздаётся его крик: «Ребята, подъём! Жена уху сварила». Витя Басаргин, Миша Матвеев, Серёжа Брулёв – мы до сих пор дружим. Я благодарен комсомолу за хороших и верных друзей.
– Комсомола не стало на два месяца раньше, чем Советского Союза, в конце сентября 1991 года, а с ним перестал проводиться и конкурс. И вот сейчас, к 100-летию комсомола, вы задумали юбилейный концерт.
– У комсомола шесть орденов, и наш концерт будет построен хронологически по этим орденам. Первый – орден Красного Знамени за Гражданскую войну, и у нас звучат мелодии 20-х годов – «Орлёнок», «Взвейтесь кострами, синие ночи». Орден Ленина за освоение целины – это уже стройотряды с песнями под гитару. Орден Октябрьской Революции – песни 60-х годов Пахмутовой.
– Кого увидим на сцене?
– Большой творческий коллектив Театра музыкальной комедии – хор, балет, детская студия. Замечательный ансамбль «Улыбка» Детской филармонии, капелла мальчиков и юношей – лауреат премии Ленинского комсомола.
А самая, на мой взгляд, главная изюминка – ближе к финалу выйдут лауреаты наших конкурсов разных лет Валерий Топорков, «Морион» (Новоуральск), «ЭВИА-66» (Свердловск), «Эльфы» (Ирбит), а завершит выступления лауреат 1981 года, а ныне – заслуженный артист России, солист Театра музыкальной комедии Николай Капленко. Этим ребятам уже 60–65 лет, а то и больше. Но, к примеру, «Морион» недавно в Новоуральске выступил при полном аншлаге с трёхчасовым концертом.
– Лауреата конкурса, а ныне руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктора Фёдоровича Басаргина увидим на сцене?
– Я ему звонил, приглашал, но у него, к сожалению, в эти сроки командировка. Он ведь действительно классно поёт и играет на гитаре. Этого человека никакая должность не испортила.
– Герман Аронович, неужели комсомол – это теперь уже только история?
– Я думаю, он и сейчас остался. И в памяти, и в песнях. А главное – остались его дела: города, заводы, железные дороги, посёлки. И никуда от этого не денешься.