Редкий кадр – все три владелицы легендарной коллекции. Фото: из архива Р. Лотарёвой
– В музее нам рассказывали, что Рэна Михайловна была довольно одинока, возможно, отчасти как раз из-за того, что хранила у себя все эти работы…
– В молодости Рэна была замужем, но развелась – её муж был москвич, но что-то не получилось. Больше особо никого в квартиру она не приводила, видимо, не нашла такого надёжного человека. Но у Рэны было много друзей. Она работала в Архитектурном институте – была архитектором, профессором. Она заканчивала строительный факультет УПИ, училась в параллели с Борисом Ельциным и Наиной. Кстати, на судьбу Рэны повлиял как раз второй муж Казимиры Басевич – Аким Захарович. Он был знаменитым специалистом в гидротехническом строительстве, и, посмотрев её работы, сказал, что она обязательно должна стать архитектором.
– Мы читали, что на увлечение Казимиры Константиновны изобразительным искусством повлиял как раз её муж.
– Да, только первый муж – Сергей Туров. Он, кажется, был учёным-зоологом. Несмотря на род деятельности, в детстве он учился в частной художественной школе. И видимо, тогда полюбил искусство настолько, что сумел заразить этим увлечением и жену. Она ездила по картинным галереям и при любой возможности скупала картины.
– Рэны Михайловны не стало в марте этого года. Совсем немного не дожила она до выставки. Вы помните, как шла передача оставшихся картин в дар?
– Мне позвонили ночью, когда она попала в больницу. Я дождалась утра, отправила к ней дочку, за Рэной ухаживала она. Уже в больницу приезжали музейные работники, видимо, подписывали акты о передаче. А сами картины, она, судя по всему, отдала раньше. Рэна Михайловна была очень прямая, справедливая. И если уж было так завещано Казимирой Константиновной – значит, она должна была это сделать.