Необычный изоавтограф Виталия Воловича
Именно чтение – особенно в страшные годы войны – помогало юному художнику уйти от жестокости настоящего в сладкий сон: там воображаемо жили добро, справедливость, сочувствие, любовь. Без этого поиска идеалов все текущие мерзости той повседневности неминуемо можно было бы принять как норму.
Только и от книг приходилось отвлекаться, «возвращаясь в реальную жизнь. В ней были школа, холод и постоянное чувство голода». К слову, в дневниках Воловича – а он их вёл и в школе, и в художественном училище, где есть и про девочек, которые нравились, и про тимуровскую команду, в рядах которой он с одноклассниками ходил пилить дрова, и про муки творчества («Искрутил себе все мозги, но разве из пальца высосешь тему?»), поштучно сосчитаны плюшки, выданные в школе, четверть кусочка хлеба, в котором отказала мама, или кусочек белой булки, которой оделил папа…
Осенью 1943 года, сложив между двумя картонками рисунки сына, мама привела его в художественное училище. Оно занимало тогда три комнаты на пятом этаже филармонии – ниже находился кожевенный склад, откуда и совершали свои набеги по зданию десятки крыс.
Крысы – из «вечерних» (когда учились в третью смену) впечатлений. А вот что вспоминается про смену первую: «Утром, когда мы вбегали в аудиторию, из драпировок и восковых яблок медленно сползали ржавые хомяки и с неохотой уходили за планшеты, стоявшие вдоль стены…».
Условия для занятий отличались суровостью: «В училище было чудовищно холодно… сидели на уроках, не раздеваясь. <…> Мы писали акварелью… протыкая черенком кисти тонкую ледяную корку в банке с водой».
На занятия Виталий Волович (в училище к нему вернулось его настоящее имя) до третьего курса ходил в ватнике, затем носил подаренный кем-то из подруг мамы протёртый до рыжих пятен старый женский реглан. А то и не ходил в училище, пропуская занятия, поскольку увлёкся оперным пением.
Увлёкся – мягко сказано, в «Мастерской» это звучит навроде записи из милицейского протокола: «Не было никому ни минуты покоя от моей страсти к пению». Вспоминая о той своей переполненности мелодиями и ариями сегодня, В.М. Волович со свойственным ему артистизмом находил в ней много забавного. А итогом «сумасшедших распевок» в безлюдном (похолодало) парке Павлика Морозова (петь дома уже стеснялся) стали жестокая ангина и сорванный голос…
При этом изобразительному искусству подросток учился так же истово, благо наставники в «художке» были мастеровитые.
После окончания художественного училища в 1948-м Виталию Воловичу пришлось по максимуму включиться в зарабатывание денег: у мамы после работы на износ в годы войны открылась тяжёлая форма туберкулёза лёгких. Тогда – параллельно с преподаванием в детской художественной школе при СХУ – он стал сотрудничать со Свердловским книжным издательством. А по сути, начался очередной виток в его профессиональном становлении.
Первым наставником на новом для Воловича поприще оказался Александр Соломонович Асс, тогда художественный редактор СверлГИЗа. Он не только привлёк молодого живописца к оформлению книг, но, когда выяснилось, что тот на практике почти что не рисует тушью, учил его чёткой «живой линии» пером, штрихам, заливке тушью, а также основному в иллюстрировании.
Дебютные картинки Воловича к рассказу «Суворовец» для детского альманаха «Боевые ребята» переделывались более десяти раз – дорабатывались бы ещё, но горели сроки сдачи в типографию. Разумеется, это было сильным ударом по самолюбию: «Я был настолько унижен своей беспомощностью, что поклялся никогда больше даже близко не подходить к издательству…»
Волович В.М. «Гротески. Корабль дураков». 2011. Репродукция сделана на выставке «Корабли, дураки, женщины и монстры» (2 марта 2017), ЕГСИ
Вот так, зарекаясь (что больше ни в жизнь…), чертыхаясь и переживая, Виталий Волович делал свои первые книги.
Чертыхаясь, потому как всё больше заказывали ему оформление каких-нибудь справочников и путеводителей.
Переживая, потому как всё ещё мало что умел. И в первой полноценной его работе (25 полосных иллюстраций + три заставки) над повестью Олега Корякова «Приключения Лёньки и его друзей» (1949) – обложку для книги выполнил О.Д. Коровин.
Оформлял Волович и сборники стихов уральских поэтов. С его обложками вышли «Сторона» Николая Куштума (1953), «Сверстники» Елены Хоринской (1954), дебютные для Беллы Дижур «Раздумья» (1954), «Дороги» Михаила Пилипенко (1955) и т. д., дизайн которых сам художник впоследствии критиковал.
Первым его громким успехом стали рисунки к «Кладовой солнца» (1953) Михаила Пришвина (тот прислал в Свердловское издательство полное респекта письмо).
Однако по-настоящему рубежным для художника, на мой взгляд, оказалось оформление «Мансийских сказов» Маргариты Анисимковой (1960). Изобретательность В.М. Воловича, придумавшего 14 (по числу текстов) оригинальных шмуцов-заставок, да ещё и нарисовавшего персонажей этих сказов в самобытном «северном» ключе – предельно лаконично и узнаваемо – вызывает восхищение. Другим сказам повезло меньше. Речь о выпуске «Малахитовой шкатулки» П.П. Бажова (1963) – первой большой работе Воловича-книжника: девять цветных гравюр-иллюстраций, 22 чёрно-белые заставки и суперобложка, отмеченные, кстати, дипломом 2-й Всесоюзной выставки эстампа. Но идеологическая комиссия Свердловского обкома КПСС тогда потребовала «отменить» награду: к тому времени мало кто из числа местной «власти» сомневался, что художник – формалист.
Волович В.М. Ричард III с короной. Лист из серии иллюстраций к трагедии В. Шекспира «Ричард III». 1967. Бумага, офорт. В собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств
Вся эта травля инакомыслия на местах привела к тому, что отношения В.М. Воловича с издательством (оно в 1964-м сменило имя на Средне-Уральское книжное) на несколько лет прерываются. Его даже уберут из редколлегии «Уральского следопыта», членом коей он был со дня основания журнала.
Волович уезжает в столицу «искать работы», живёт в мастерской у Бориса Жутовского (другом ещё по СвердлГИЗу), активно общается с земляком Эрнстом Неизвестным, с художниками-нонконформистами – Ильёй Кабаковым, Юло Соостером, Владимиром Янкилевским, Виктором Пивоваровым, Эдуардом Гороховским...
В 1965 году В.М. Волович презентовал на Международном конкурсе художников-иллюстраторов в Лейпциге (ГДР) четыре разворота к балладе Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд». Позже стал лауреатом выставки иллюстрации в чехословацком Брно.
Его столичный дебют – наполненные драматургической динамикой и экспрессией контрастов цветные и чёрно-белые иллюстрации к «Песне о Буревестнике» и «Песне о Соколе» Максима Горького, в том же 1965-м выпущенным «Художественной литературой», вызвал воодушевляющий интерес специалистов и диплом на конкурсе «Искусство книги».
Волович В.М. Король Марк уносит Тристана к берегу моря. Из серии иллюстраций к роману Ж. Бедье «Роман о Тристане и Изольде». 1972. Бумага, автолитография. В собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств
К тому времени поменялось руководство в Средне-Уральском книжном издательстве, и В.М. Волович возобновляет работу с ним. Результат – оформление «Романа о Тристане и Изольде» Жозефа Бедье (1978) и «Эгмонта» Иоганна Вольфганга Гёте (1982) отмечены специальными дипломами на «Искусстве книги». Были и другие яркие работы, например, оригинальное подарочное издание «Слово о полку Игореве» (1982).
Волович В.М. Плач Ярославны. Из иллюстраций к книге «Слово о полку Игореве». 1982. Бумага, офорт, лак мягкий. 52.6х72.4. В собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств
Далее был последний книжный проект со Средне-Уральским – «Орестея» Эсхила (1989). Она не вышла: «Издательство разваливалось…. Я бросил графику» (так и это зафиксировал В.М.). На самом деле, его работа с книгой продолжилась: редкий год, когда мэтр не издавал в «Автографе» роскошные альбомы (скажем, «Женщины и монстры») со своими работами в технике линогравюры, офорта, литографии, а то и в темпере, акварели, гуаши. Конкретика стилевых решений мотивируется заложенной в замысле работы степенью экспрессивности, а выразительность линий и штриховки соседствовали здесь с поиском монументальности. В какой-то мере это был своего рода монумент сделанному им в искусстве.
Резюме (опять же со слов В.М.): «Как художник я почти не изменялся, но постоянно изменялись обстоятельства художественной жизни. В системе соцреализма я считался формалистом. Во всяком случае, имел в связи с этим определённые неприятности. Затем, никак не изменившись, я перешёл в разряд постмодернистов. А заканчиваю свою творческую жизнь, опять же нисколько не изменившись, чуть ли не хранителем реалистических традиций и ретроградом».