Первым на сцену фестиваля «Маяк» вышел Сергей Бобунец. Не все гости успели попасть на выступление экс-лидера группы «Смысловые галлюцинации», но те, кому повезло, остались очень довольны концертом. Фото: Владимир Мартьянов
Несмотря на то что до парка Маяковского курсировали специальные автобусы, многие отправились туда пешком – большими компаниями и целыми семьями с детьми. На подходе к трамвайному кольцу можно было разжиться фанатской атрибутикой, впрочем, большинство всем необходимым уже вооружились.
Не раз приходилось слышать от екатеринбуржцев и гостей города хвалебные отзывы об организации работы фан-зоны в столице Среднего Урала. Вот и перед матчем Россия – Хорватия особых проблем вроде бы не возникло, досмотр на входе был тщательным, но в меру – достаточным для того, чтобы предотвратить возможные неприятности, но очередь при этом продвигалась достаточно бойко.
Проблема возникла, когда выяснилось, что расчётная заполняемость в 17 тысяч зрителей достигнута, а желающих попасть за периметром оставалось ещё где-то порядка трёх тысяч. Но тут уж к организаторам вряд ли можно предъявить претензии, собственно, никто и не обещал, что смогут зайти все желающие. Фан-зону и прежде приходилось закрывать, так что те, кто не смог прийти заранее были, пожалуй, к такому облому готовы и особо не возмущались.
Матч тем временем начался. Не попавшие в фан-зону расходиться по домам, тем не менее, не спешили, чутко прислушиваясь к голосам комментаторов. А самые продуманные расположились вдоль улицы Ткачей, откуда как на ладони был виден установленный в фан-зоне экран. В самой фан-зоне болели за сборную России отчаянно. В какие-то моменты можно было даже, закрыв глаза, легко представить, что ты на сочинском «Фиште», а не в двух тысячах километров от Черноморского побережья, где развивалось главное мировое футбольное действо.
Курьёзный момент возник в конце второго добавленного к основному времени матча тайму, когда при счёте 1:2 в пользу сборной Хорватии часть зрителей потянулась к выходу. И, наверное, они были по-своему правы, учитывая, что скоро будут одновременно расходиться почти двадцать тысяч человек. Но те, кто помнил о том, что российский чемпионат мира славится голами, забитыми на последних минутах, остались на месте и были вознаграждены за веру в команду шикарным голом Марио Фернандеса – натурализованный бразилец не стал дожидаться, когда секундная стрелка отправится в последний круг, дабы футболисты обеих сборных успели смириться с тем, что им ещё предстоит сыграть в лотерею послематчевых пенальти.
Поражение сборной России фан-зона восприняла слезами наиболее тонко чувствующих болельщиц, впрочем, тут же коллективный разум пришёл к выводу что нынешняя сборная упрёков не заслуживает. Да, проиграли, но проиграли достойно, и без того прыгнув даже не на одну (вышли из группы, во что мало кто верил), а на две головы, пройдя хоть и не столь великолепную, как прежде, но достаточно сильную Испанию.
А завершить хочется небольшим экскурсом в историю. 9 июня 2002 года после того как на Манежной площади в Москве завершилась трансляция матча чемпионата мира по футболу между сборными России и Японии (наша команда проиграла 0:1), были устроены массовые беспорядки с участием семи-восьми тысяч человек, в которых пострадали около сотни болельщиков и правоохранителей, разбито более сотни машин. Под впечатлением от того побоища Государственная дума приняла закон о борьбе с экстремизмом, а трансляции матчей на больших экранах были запрещены. Запрет этот был снят лишь в преддверии чемпионата мира в России.
Второе рождение больших уличных трансляций в России можно признать успешным. Да и сборная образца 2018 года вряд ли кому даст повод крушить и ломать.
Фан-зона радовала гостей не только трансляциями матчей, но и другими развлекательными мероприятиями. Пожалуй, самым ярким и посещаемым из них стал музыкальный фестиваль «Маяк», прошедший в воскресенье, 8 июля, и собравший в ЦПКиО им.Маяковского около 10 тысяч зрителей.
Начало масштабного семичасового концерта было намечено на 16:00, но уже за час до запуска зрители выстраивались в очереди. Растянулись они примерно на километр. Двери распахнулись вовремя, но, увы, к началу выступления Сергея Бобунцауспели подойти далеко не все. А некогда лидер легендарной группы «Смысловые галлюцинации» не задержался ни на минуту. Музыканты начали отогревать замёрзшую публику своими хитами. Было всё, чего так ждали от Бобунца – и «Розовые очки», и «Вечно молодой»… Толпа зрителей задалась и философским вопросом: «Зачем топтать мою любовь?».
Дельфин развернул на сцене настоящую музыкальную лабораторию. Фото: Владимир Мартьянов
Несмотря на капризы погоды, фестиваль «Маяк» собрал порядка 10 тысяч зрителей. Фото: Владимир Мартьянов
Ответ продолжили искать уже под песни Дельфина (Андрея Лысикова). Дельфин развернул на сцене целую звуковую лабораторию и больше был похож на химика, чем на музыканта. А с морем Дельфина в этот вечер роднила не только вода, время от времени капавшая с неба. Казалось, танцы Лысикова настолько плавны, что репетировались они не иначе, как в морских глубинах. «Пока мы можем идти, давай отсюда уйдём», – спел музыкант напоследок, а затем бросил микрофон и скрылся.
Брошенный Дельфином микрофон условно подобрала Земфира. Но, как выяснилось позже, почти всё выступление она пела в сломанный аппарат. «Микрофон был сломан! Вы не услышали? Зато услышала я», – поделилась со зрителями артистка. А в остальном звук на площадке все семь часов был отменный. Плей-лист Земфиры составили старые песни, но в новой аранжировке. В этом певице помог Стивен Уэстон, номинант на премию «Грэмми». Единственной песней, которую не идентифицировали даже по началу текста, были «Новые стансы к Августе» на стихи Иосифа Бродского. Любительские съёмки её исполнения появились в Сети примерно полгода назад. Новый материал, которого давно ждут от Земфиры поклонники, пока этим и ограничился. При этом певица стала едва ли не единственной из артистов, кто хоть как-то затронул тему футбола на площадке «Фан-феста»: «У нас есть команда, ради которой мы идём к телевизору и смотрим футбол. Это круто! Всех поздравляю!»
Выступление рок-звезды могло и вовсе не состояться. Отмены произошли в Калининграде и Нижнем Новгороде. Официальная причина – категорический запрет на проведение любых культурно-массовых мероприятий в период ЧМ по футболу.Но Екатеринбургу, как и Казани, повезло, и выступление Земфиры состоялось.
К слову, зрители собрались не только из нашей области. Так, рядом с нами оказалась компания ребят из Уфы, которые приехали специально на «Маяк». Своеобразную перекличку проводили и организаторы мероприятия: «А теперь похлопайте все, кто приехал из других городов», – попросил ведущий. Толпа разразилась аплодисментами.
Лёва из «Би-2» не побоялся выйти из-под навеса и продолжал выступление под проливным дождём. Фото: Владимир Мартьянов
После Земфиры на радость публике появилась группа «Би-2». Несмотря на то что начался проливной дождь, никто не покидал своих мест. Лёва из «Би-2» включил всё свое сценическое обаяние и, не боясь ливня, выходил из-под навеса сцены.
Завершился фестиваль «Маяк» выступлением группы «Сплин». Фото: Владимир Мартьянов
А вишенкой на торте стало выступление группы «Сплин». Музыканты спели почти все свои хиты: «Выхода нет», «Романс», «Моё сердце»… Васильев предварял каждую песню комментарием в зал, содержащим строки из неё. «Теперь, когда наш футбол забрался на невиданные высоты, мы ждём, когда гандбол достигнет таких же», – проанонсировал одну из самых известных своих песен лидер группы.
Даже РОКовой ливень не стал помехой для меломанов. Фото: Владимир Мартьянов
По завершении фестиваля мы пообщались с продюсером «Teleclub» и организатором фестиваля «Маяк»Семёном ГАЛЬПЕРИНЫМ.
Фото: из Архива С. Гальперина
– Сколько людей посетило фестиваль?
– Около 10 тысяч, при официальной вместимости фан-зоны в 17. Честно скажем, надеялись на большее.
– Как оцениваете организацию фестиваля? Некоторые зрители жаловались, что запускать стали слишком поздно…
– Я думаю, что мы справились с организацией на пять с плюсом. Как и наши партнёры по фан-зоне: ФИФА и администрация города. Игра Россия – Хорватия закончилась в 2 часа ночи, только тогда наши технические службы смогли начать работу на площадке. В полной мере использовать день игры для саундчека и монтажа мы не могли, это меняло бы внешний вид сцены во время трансляции матча. Репетиции начались в 6 утра. С 6 утра до запуска гостей в 16 дня — 10 часов. Но только саундчек Земфиры длился около 7 часов. Даже за несколько дней до мероприятия мы не понимали, как всё успеем. Запуск на такие большие мероприятия всегда занимает время. И его скорость зависит не только от нас, ведь досматривают зрителей работники полиции. Я думаю, что они тоже работали оптимально, и, главное, что безопасность была обеспечена на высочайшем уровне. К выступлению Земфиры и Би-2 со входом проблем точно не было.
– Главной звездой, как нам казалось, на фестивале должна была стать Земфира, но зрители «Би-2» встречали теплее… С чем это связываете?
– Мы видим по продажам билетов на сольные концерты, что популярность «Би-2» за последние пару лет значительно выросла. Они стали собирать аншлаги на спортивных площадках. Сложно сказать почему. Вроде бы их главные хиты написаны давно, хотя постоянно появляются и новые крутые песни – например, «Компромисс». Два года назад Земфира была популярнее. Но поскольку у неё давно не было нового материала, она вызывает сейчас чуть меньше ажиотажа. Всё равно оставаясь главной звездой российской музыки. Она сама не хотела выступать последней. У неё получилось компактное фестивальное выступление с небольшим коллективом. «Би-2» выступали дольше, исполнили все хиты с большой мощной рок-группой. Рос фестивальный накал: с каждым артистом эмоции только возрастали. И, наконец, в самый разгар их выступления полил дождь, и это создало неповторимую атмосферу.
– Многие жаловались на то, что билеты стоили слишком дорого…
– Это менталитет, который очень трудно исправить. Сколько себя помним, мы вынуждены с этим бороться. Доказывать, почему билет столько стоит. Ведь средняя цена на сольный концерт Земфиры – 3000 рублей, на «Сплин» чуть ниже 3000. Те же 3000 за всех вместе – конечно, это скидка века. Я отдал 22 000 за четвертьфинал Бразилия – Бельгия – вот это я понимаю дорого! Но, опять же, каждая минута матча того стоила.
– Ждать ли любителям музыки продолжения фестиваля?
– Любой удавшийся фестиваль логично продолжать. В концепции «Маяка» приглашать несколько больших артистов, а не набирать миллион групп. Идея пришла из американского фестиваля «Desert Trip», который прошёл 2 года назад. Там выступили «The Rolling Stones», Пол Маккартни, Роджер Уотерс, Нил Янг, всего шесть больших артистов, по три в день. И это был самый кассовый фестиваль 2016 года. Я подумал, что действительно не обязательно собирать вместе 200 групп. Можно сделать фестиваль, где каждый артист нужен каждому зрителю, где ты можешь 6 часов никуда не выходить и наслаждаться музыкой. Но в следующем году этой площадки у нас не будет. После ЧМ наверняка все уберут, включая сцену. Найти другое пространство будет очень сложно.
– Сохранится ли жанровая направленность фестиваля?
– Ну, конечно, это будет рок, странно было бы на следующий «Маяк» позвать Фейса, Гуфа и Лободу. В 2019-м я бы пригласил Наутилус, Мумий Тролль и снова Земфиру.