«Голос российского биатлона» Дмитрий Губерниев во время гала-концерта возле Театра Драмы решил немного подирижировать... Фото: Владимир Мартьянов
И на контрасте самая тихая площадка «Ночи музыки» расположилась в Камерном театре. По крайней мере, именно так её охарактеризовала Эльвира Архангельская, директор Уральского музыкального колледжа. Там в рамках проекта «Ночное барокко» на сцене выступил Уральский камерный оркестр «B-A-C-H» под управлением Николая Усенко, ансамбли старинных инструментов, а также известный российский альтист Сергей Полтавский.
Камерный театр, к слову, явно не ожидал такого наплыва гостей, и поначалу организаторы просто не знали, что делать с потоком зрителей. Проблема была в том, что был запланирован один концерт, и все желающие разом вместиться не смогли. Но как бы то ни было, выступление Сергея Полтавского можно назвать одним из открытий «Ночи музыки».
Вообще его смело можно было называть хедлайнером фестиваля. Один из самых ярких и востребованных солистов-альтистов в России, участник оркестра «Musica Aeterna» Теодора Курентзиса, выпускник московской консерватории и лауреат конкурса Юрия Башмета сыграл в Екатеринбурге на уникальном старинном инструменте – четырнадцатиструнной виоле д'амур.
Музыка Вивальди иТелемана, сыгранная на удивительной виоле, словно переносила тебя в другое место. И площадка эта была отнюдь не самой тихой, а, скорее, самой фантастической – можно было легко представить себя на тройку веков назад. Волшебник Полтавский получал от этого не меньшее удовольствие, с каждым движением смычка улыбка на его лице становилась всё шире. К концу концерта он блаженно улыбался, заражая зрителей этим настроением. Ну как тут устоишь? Особого колорита к этому добавлял Николай Усенко. Он дирижировал так экспрессивно, что это больше походило на моноспектакль.
Но, увы, не все площадки «Ночи музыки» отработали на славу. Точнее, не все из них вообще работали… Выступления молодых уральских групп в баре «Americanka» состоялись лишь на бумаге. Вход в бар чутко контролировали охранники, не пропускавшие посетителей младше 21-го года. Пустая сцена и диджей, скромно занимающий её правый угол вместо поп-фолк коллектива «Жара». Зато жарко было в самом заведении: последние иностранные болельщики и наши соотечественники, крепко выпившие за «Ночь музыки», веселились и без музыкальных коллективов. Направляюсь к бармену с вопросом: «Где администрация?», но меня принимают за танцовщицу гоу-гоу и указывают, где можно переодеться. Эту ситуацию позже прокомментировалДмитрий Султанов, куратор данной площадки: «Управляющие бара отменили концерт. Обратитесь лучше к ним»…
Благо музыки в эту ночь в Екатеринбурге было предостаточно. На Тургенева, 22, где выступали участники уральского этапа фестиваля для независимых групп «Emergenza». Этот фестиваль проходит в 34 странах и охватывает более 150 городов мира. На сцене группа «Там тепло» из Магнитогорска, победители национального финала фестиваля. Зрители, занявшие всю площадку, вторят им и пускаются в отрыв. В качестве победителей национального тура фестиваля ребята поедут в Германию, надеюсь, их там тепло встретят. Судя по выступлению на «Ночи музыки», они этого точно заслуживают. Сменяют их хедлайнеры площадки — группа «Курара». По выкрикам зрителей становится понятно, что большая часть пришлась именно на них. «Спойте про футбол, про футбол!» – скандировали поклонники. Действительно, у группы имеется и такая песня. И она оказалась очень кстати. Словом, один праздник сменился другим, не менее ярким.
Бесспорно, организаторы «Ночи музыки» сделали великое дело. Во всяком случае, в череде прочих «ночей» музыкальная в Екатеринбурге уже не первый раз стала заметным событием. Но, отдавая должное тем, кто это событие сотворил, сделаем и несколько критических замечаний. Ведь ещё классик сказал, что каждый перечёркнутый минус – это плюс.
В программе фестиваля было множество очень интересных коллективов, но выступали они, как правило, в одно и то же время на разных площадках. Конечно, из того, что нравится, всегда можно выбрать то, что нравится больше. Но почему всё надо непременно упихивать в один вечер? Если уж мы пытаемся сделать Екатеринбург центром культурной жизни, то почему не распределить всё это пиршество на несколько летних пятниц-суббот? Чтобы все желающие могли побывать на выступлениях тех музыкантов, кто им больше по вкусу, открыть для себя новые имена, которые в океане сотни с лишним одновременных площадок, скорее всего, затеряются.
И не было бы тогда странного соседства площадки во дворе консерватории со сценой на площади 1905 года – голоса у студентов и преподавателей нашего главного музыкального вуза, конечно, прекрасные, но, когда фоном доносятся зажигательные звуки диско в исполнении мировых звёзд этого жанра, популярного в 70-80-е годы прошлого века, это, мягко говоря, мешает.
Фото: Владимир Мартьянов
Под балконом Оперного театра собралось, наверное, больше тысячи зрителей, заполнена была вся площадь перед театром, а значительная часть людей расположилась даже по другую сторону улицы – у памятника Свердлову. Но когда тебя пихают со всех сторон желающие пройти по тротуару (и к ним не может быть никаких претензий, им действительно надо пройти, а им никто не объяснил, что сделать это лучше со стороны здания УрФУ), то возникает большое желание… вместо арии мистера Икс исполнить куплеты Мефистофеля.
К слову, организация «Ночи музыки» (в отличие от её содержания) вызвала в этом году очень много вопросов. Первый и, пожалуй, самый главный – расположение площадок. Те, кто побывал на так называемой «Большой тёрке» (ул. Малышева, 44), уверены, с нами согласятся. Перед выступлением Noize MC люди заполнили всё отведённое им место, а те, кто не вошёл, начали занимать места на проезжей части… На часах – около девяти вечера, и движение было вполне себе оживлённое. Только чудом не случилось аварии. Дальше больше – те, кто не успел занять места поближе к сцене, долго не думали – кто-то залез на деревья, кто-то на крыши остановок, и довольно внушительная группа молодых людей поднялась на крышу «Дома Поклевских-Козелл»… И пока они оттуда не слезли, рэпер отказывался продолжать концерт. А если бы, к примеру, в эту ночь поменять площадками Noize MC и того же Сергея Трофимова (он выступал на Плотинке, и народ не особо там задерживался), проблем можно было бы избежать.
Фото: Владимир Мартьянов
Видимо, организаторы не думали, что рэп столь популярен на Урале... Фото: Владимир Мартьянов
В половине первого, когда на «Большой тёрке» на сцену вышла «Триагрутрика», ситуация со зрителями только усугубилась. Улицу Малышева так и не перекрыли, и зрители вставали на дорогу. Количество пьяных, кажется, достигло критической массы. Мусорки были переполнены, и люди бросали пустые стаканы рядом.
Кстати, о мусорках. Многие из вас в дни ЧМ могли наблюдать в центре большие контейнеры для мусора. Однако как только ЧМ уехал из Екатеринбурга, следом за ним исчезли и эти контейнеры. И как их не хватало в «Ночь музыки», когда рядом с каждой маленькой урной была навалена гора из бутылок, стаканчиков и прочих отходов. А нам ведь так хотелось, чтобы всё лучшее от ЧМ прижилось в городе.
Надеемся, в следующем году эти недочёты будут организаторами учтены, ведь представить Екатеринбург без «Ночи музыки» сейчас уже просто невозможно.