Андрей Титов, выпускник журфака УрГУ, работал ведущим на различных городских и областных телеканалах, ныне режиссёр-документалист, автор полутора десятков неигровых фильмов, лауреат российских и международных фестивалей, краевед и экскурсовод. Фото из личного архива А. Титова
– Проза – главное «блюдо» в любом толстом журнале…
– Согласен! И тут в майском «Урале» на всякий вкус своё кушанье. Я выбрал повесть Игоря Белкина-Ханадеева «Петли для рябчиков» – этакая крестьянская похлёбка, немудрёная, но солоноватая, исконная, как сама жизнь. И на много раз пробованная нашей литературой горечь сельского бытия. Всё та же история безрадостного взросления, дороги из ниоткуда в никуда, сплошные ухабы, а не жизнь. Об этом же писали Фёдор Решетников, Николай Успенский, Василий Слепцов. Но кто-то сказал, что в России «всё может измениться за три дня, но ничего не меняется за сотню лет» – и потому традиции народнической литературы живы. В одном походе братьев Степановых за продуктами до соседнего села раскрывается вся их жизнь – и жизнь их семьи, и жизнь множества множеств таких же семей, таких же сёл и захолустий. Чтоб затвердить это ощущение, автор населяет 27-страничную повесть множеством эпизодических персонажей из разных деревень. Друлёво, Пылинка, Заречье, Новосёлки – где-то бывшая медсестра живёт, где-то действующий самогонщик… Нужно ли перечислять всех неприкаянных жителей этих населённых пунктов, чтоб доказать, что везде живут одинаково? По-моему, лишнее.
– Пьеса «Восемь» – победитель международного конкурса «Лаборатория драматургов». Владимир Зуев, выпускник Екатеринбургского театрального института, ученик Коляды, живописует эпизод из жизни Романовых, использует отрывки из писем и дневников великой княгини Елизаветы Фёдоровны. На ваш взгляд, пьеса, прошедшая читку в «лаборатории», может быть востребована современным театром, или это всего лишь (огрубляю ситуацию) эксплуатация актуальной в этом году «царской темы»?
– Не думаю, что речь идёт о конъюнктуре. Чересчур неконъюнктурно написано. Фантасмагория на множество героев и множество реальностей. Незаметно речь героев переходит то в стихи, то в молитву, то в газетные выдержки. Настоящее растворяется в прошлом, явь перетекает в сон. Палачи становятся жертвами, стоят в исподнем и ждут приговора осуждённых. Очень сложная структура повествования. При прочтении иногда теряешься в этом многослойном пространстве реальности как видения, лозунга как исповеди и ожесточённости как отчаяния. Тем интересней будет посмотреть, как это разноречивое разнообразие будет воплощено на сцене.
– Ошеломила атакующая публицистика на «А зори здесь тихие…». Повесть Бориса Васильева давно признана классикой, и вдруг – претензии к правдоподобию. Первое желание – спорить. Но оно пропадает по мере того, как Леонид Павлов, занимающийся историей предвоенного периода, доходит до главной интриги своего исследования – сопоставления образа старшины Васкова и… Сталина…
– Не скрою, первое желание спорить для меня оказалось и вторым, и третьим. Очень уж похоже на схоластическое упражнение – из цепочки допущенных исторических киноляпов создать систему, а потом огорошить выводом из серии «что на что похоже». Самая сильная часть этого исследования (а работа, что ни скажи, проведена серьёзная) – доказательства того, что немецким диверсантам абсолютно нечего было делать в карельских болотах осенью 1942 года, а старшина Васков является никудышным стратегом: он даже запал гранаты при сборах то ли забыл, то ли потерял. Далее на основе этой доказательной базы идёт уподобление Васкова и Сталина. И тот, и другой допускали ошибки, один свято чтил программу ВКП(б), другой все уставы Красной армии, а главное – Васков ранен в левую руку, а у Сталина она от рождения сухая. Следовательно, авторы и повести, и фильма намеренно, мол, допустили такие шпильки в адрес советского руководства. Странно, правда, почему во время перестройки и в последующие 90-е ни Борис Васильев, ни Станислав Ростоцкий сами не поведали миру эту мучительную тайну – пришлось ждать благодарных исследователей их творчества. В любом случае, благодарен этому публицистическому очерку за возникшее вновь неумолимое желание пересмотреть «А зори здесь тихие…», прикоснуться к классике.
– Подлинное эстетическое удовольствие получаешь от «Печного волка» Станислава Востокова. С одной стороны, жаль, что эти деревенские истории, адресованные детям, в журнале выходят без иллюстраций, с другой – они столь живописны и точны по языку, что и без «картинок» вкусно, не правда ли?
– Как заведомый сторонник неправильного, но вкусного питания всегда начинаю с десерта. То же и с литературой – открывая «Урал», в первую очередь ищу раздел «Детская». И в очередной раз не ошибся. Читаешь прозу Станислава Востокова – и будто малины с молоком из детства попробовал. Какое незамутнённое, чистое послевкусие ребячьих впечатлений! Заповедный мир идиллической деревни, где живут множество старушек, один старик, а на каникулы к ним приезжают внучата. Там во время грозы можно оказаться в «самом нутре» у огромной собаки, трясогузки-сойки мешают всю весну запаять прохудившийся чайник, а Живучка ползучая начинает ворчать и ругаться, потому что она вовсе не растение, а человек. Есть над чем позабавиться и есть чему пострашиться. Главное – не запылить это светлое ощущение мира городской суетой и заботами. А по мне, коли и запылится, так особой беды нет. Всегда можно открыть очередную книжку «Урала», где на все случаи жизни литературы достаточно. И есть чему позабавиться, и есть чему пострашиться. Как апологет полезного и питательного чтения всегда с нетерпением жду выхода очередного номера. Чего и всем желаю…