Последняя сцена спектакля - по чёрным волнам, в глубину зрительного зала «уплывает» главная героиня. Фото: Глеб Махнев
После показа на "Браво!" Серовский театр отправится на фестиваль "Ново-Сибирский транзит", потом на Фестиваль театров малых городов. Несмотря на то, что театральный сезон на исходе - жизнь коллектива кипит. Мы поговорили с главным режиссёром и директором театра о том, как изменилась жизнь труппы за последние два года.
Пётр НЕЗЛУЧЕНКО, главный режиссёр Серовского театра драмы им. А.П. Чехова:
– Пётр Владиленович, как пришла идея пригласить в театр московского режиссёра Петра Шерешевского?
– Нам с ним несказанно повезло, этот режиссёр нарасхват, он ставит в Санкт-Петербурге и много где ещё. Его очень нелегко его заполучить. Мы познакомились как раз на «Золотой маске» два года назад, когда показывали «Трамвай «Желание», а потом ещё встретились на фестивале «Новосибирский транзит». Мы поговорили, что хотели бы поработать вместе, но речь шла о довольно долгой перспективе – его график расписан на несколько лет вперёд. Но вдруг у Петра образовалось окошко, и мы тут же позвали его к нам. Правда, приехал к нам Пётр с идеей совсем другого спектакля. Честно говоря, мы вообще нацеливались на Стругацких, но поняли, что над инсценировкой работать времени нет, а пьеса Стругацких (именно пьеса) не очень удовлетворяла его желаниям касаемо этого материала. И мы стали срочно искать что-то другое. А с пьесой «С училища» Андрея Иванова режиссёр уже был знаком, и я предполагаю, что замысел, как его поставить, у него уже зрел. После того как он посмотрел на наш театр, думаю, понял, что эта история как раз очень подходит нашей труппе.
Если честно, когда мы начали репетировать, многим из нас уже было понятно, что у постановки будет успех. И в Серове его приняли сразу, теперь когда «Сучилища» ставится в репертуар, надо успевать купить билеты – потому что их расхватывают в момент.
– Прошло два года между вашей первой номинацией на «Маску» и этой. Что изменилось за эти два года в жизни театра?
– Пополняется репертуар, отличным актёрами пополняется труппа, также мы надеемся на ещё большее расширение актёрской и технической базы. Ещё любопытно, что происходит, как мы это называем, зрительская перевербовка. Многим театрам ведь приходится вести в основном репертуар кассовый, и лишь время от времени позволять себе что-то такое знаковое, фестивальное. А наши зрители в этом плане перевербовались – им интереснее как раз второй вариант. И именно спектакль «Сучилища» у нас чуть ли не самый кассовый – это очень важно, значит, зритель готов вести диалог, он хочет думать. Наша публика сегодня хочет получать нечто большее, чем просто отдохнуть.
Также за это время нам посчастливилось поработать с режиссёрами уровня Павла Зобнина, который, кстати, тоже вывел нас на фестивали – помимо «Маски Плюс» – это Фестиваль театров малых городов, который пройдёт в Новороссийске, и на котором мы не бывали со времён «Золотого дракона». Пока у нас всё движется только вверх – ощущение хорошего, пусть и неторопливого, но взлётика.
Наталия МОЗЖАКОВА, директор Серовского театра драмы им. А.П. Чехова:
– Наталия Владимировна, удивительно, что главные театральные эксперименты в области происходят у вас в театре – казалось бы, на огромном расстоянии от столицы региона. Как вам это удаётся?
– Театральный мир не очень большой – и самое ценное, что мы идём так, что с нами хотят работать, у нас хотят ставить спектакли. Мы по-хорошему безумно амбициозны – наша труппа действительно многое может, а главное – хочет. Театр должен быть живым, и очень много пазлов нужно сложить, чтобы постановка попала в самое сердце. Конечно, экспериментировать непросто. Например, наш спектакль «Смерть Тарелкина» сложно играть в Серове, потому что собрать зал на Сухово-Кобылина (пьесе 150 лет) уже нелегко. Во-первых, на таком языке сейчас не говорят, во-вторых, очень отличаются первый и второй акты – народ не всегда понимает, что происходит. Поэтому 20 процентов уходят в антракте, а те, кто остаются, не отпускают артистов в финале – такой парадокс.
Мы благодарны нашему главному режиссёру Петру Владиленовичу за то, что теперь после спектакля мы стали обсуждать его со зрителем. Понимаете, в театр ходит 6 – максимум 10 процентов жителей нашего города. А когда в зал попадает новый зритель и не может понять постановку, это вызывает отторжение, поэтому у нас появилась такая форма обсуждений – и это работает! В 2017 году мы выпустили 12 премьер, отыграли 417 спектаклей, посещаемость за сезон составила 36 тысяч зрителей – подобные показатели не все муниципальные и региональные театры в больших городах дают.
– При этом, насколько знаем, проблемы у театра есть. О том, что вы нуждаетесь в собственном здании, мы неоднократно рассказывали, теперь вы готовитесь к переезду в другой ДК, где большая сцена будет принадлежать практически только театру…
– Да, увы, невозможно выстроить нормальную репертуарную политику, когда у театра нет дома. Поэтому надеемся, что в ДК железнодорожников нам будет удобнее. Также у нас так и нет нормального автобуса – наш «пазик» 2003 года, я на него молюсь… Нам очень помог Серовский ферроспланый завод – они перевели благотворительные средства, на которые мы купили промтоварный фургон, на котором перевозим декорации. А ездим мы много, и готовы ещё больше, но тут тоже есть проблема – в Свердловской области многие ДК заточены сегодня под детское творчество, они все постелили линолеум, и декорации крепить к планшету сцены не разрешают, поэтому там выступать мы не можем. Вроде бы мелочь, но на ситуацию повлияла кардинально.
Что касается гастролей в Екатеринбурге, то тут проблема в другом – слишком дорого обходится проживание. Хотя мы, конечно, надеемся показать в Екатеринбурге «Сучилища», будем верить, что этот спектакль «встанет» в Центр культуры «Урал». Также мы очень рассчитываем на обменные гастроли с театром Каменска-Уральского.