Гонка чемпионов: как литературные премии влияют на спрос
28 февраля 2018, 05:00
«Областная газета» раз в месяц анализирует рейтинг продаж книжных магазинов, чтобы понять, какие произведения пользуются наибольшим спросом у свердловчан. Во втором выпуске спецпроекта мы решили посмотреть, как меняется (и меняется ли) спрос на книги под влиянием литературных премий.
За основу, как и в прошлый раз, мы взяли данные федеральной книжной сети «Читай-город», свердловской сети «Живое слово» и одного из самых популярных местных книжных магазинов — «Дом книги».
Февраль для такой статистики выбран не случайно: в конце года стали известны лауреаты главной национальной литературной премии «Большая книга», за ней подвели итоги премии «НОС», и уже объявлен длинный список «Национального бестселлера». Что же, посмотрим, как их покупают.
Эффект первый — краткосрочный
Вообще, у любой литературной премии есть два эффекта: краткосрочный и долгосрочный. Поговорим сначала о краткосрочном. Многие книжные магазины после объявления итогов очередной премии делают выкладку с победителями, об авторах пишут СМИ… Читателю сложно пройти мимо.
— На самом деле, когда проходит вручение каких-то премий, интерес повышается, — объясняет коммерческий директор «Дома книги» Мария Копылова. — Люди, приходя в магазин, спрашивают конкретную книгу. Мы регулярно следим за присуждениями премий, и при обнародовании лауреатов делаем выставки-продажи их книг. Но повышенным интересом пользуются «сезонные продажи», они обычно не составляют конкуренцию основному топу продаж или составляют на очень короткое время.
Действительно, в топе-10 продаж «Дома книги», где лидируют Борис Акунин, Алексей Иванов и Дэн Браун, премиальному лауреату досталась одна строчка. Осталась она за Алексеем Сальниковым и его «Петровыми в гриппе и вокруг него». И тут неясно — то ли принадлежность к разным литературным премиям сыграла роль (напомним, он был в коротком списке «Большой книги» и победил в одной из номинаций премии «НОС» и номинирован на «Нацбест»), то ли «сарафанное радио» известного литературного критика Галины Юзефович? По словам Марии Копыловой, на большой спрос также повлияла встреча с автором, прошедшая недавно в Библиотеке имени Белинского.
Эффект второй — долгосрочный
Иногда интерес к книгам-лауреатам приходит со временем, когда читатель, просмотрев электронные версии произведений, понимает, какое произведение представляет для него интерес, и идёт покупать его в книжный магазин. Приобретать того же Шамиля Идиатуллина, известного больше в литературных кругах, пойдут люди именно этого круга.
Интересно, что высокий спрос надолго сохраняется только у лауреатов «Большой книги» — причём порой на несколько лет. Сейчас в топе «Живого слова» лидирующие позиции занимают Гузель Яхина, Евгений Водолазкин и Захар Прилепин.
Но продавец-консультант по сети «Живое слово» Вера Ершова считает, что… премии тут ни при чём. Они лишь продлили жизнь книгам этих писателей и позволили им надолго обосноваться в топе. Но читать — и неплохо — их начали ещё до присуждения «Большой книги».
— Я считаю, что люди покупают такие книги не из-за премий, а из-за фамилий авторов. У нас очень большим спросом пользуются Евгений Водолазкин, Людмила Улицкая, на ура продаются Захар Прилепин, Алексей Иванов. Да, они — лауреаты премий, до присуждения которых или без которых их книги всегда имели спрос, потому что авторы и так знамениты. На моей памяти два случая, когда люди массово шли на конкретного лауреата — это книга «Лавр» Евгения Водолазкина и «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича.
Кстати, интересно, что недавнего лауреата «Большой книги» Льва Данилкина с книгой «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» в топах продаж нет… В «Доме книги» он просто пока не пользуется популярностью, а вот в «Живом слове» его нет даже на складе.
Заведующая «Читай-города» Надежда Бельская подтверждает, что результат книжных премий надо оценивать не по случайному краткосрочному всплеску, а по долгосрочному эффекту. Впрочем, она со своей коллегой из «Живого слова» спорит — не было бы такой долгой жизни у этих авторов, не будь у них премий, а значит, публичного обсуждения, переизданий, внимания СМИ…
— Всегда хорошо продаются книги, ставшие лауреатами литературных премий. В нашей сети таким фаворитом является «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, лауреата «Большой книги»-2015. Насколько мне известно, наши рейтинги продаж совпадают с другими сетями книжных магазинов.
- Опубликовано в №35 от 28.02.2018