Мамин-Сибиряк – забытый и новый
7 апреля 2017, 06:00
Андрей Расторгуев, поэт, член Союза писателей России. Фото: Александр Исаков
Андрей Расторгуев, поэт, член Союза писателей России об историко-публицистическом очерке «Дмитрий Мамин-Сибиряк».
В 2017 году исполняется 165 лет со дня рождения известного русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Этому событию посвящена новая книга известного публициста, члена Союза журналистов России Натальи Паэгле — «Дмитрий Мамин-Сибиряк», презентация которой состоялась в Екатеринбургском Доме писателя.
Историко-публицистический очерк «Дмитрий Мамин-Сибиряк» вышел в издательстве «Сократ», в серии «Жизнь замечательных уральцев». Особенность издания заключается в том, что книга была издана на народные средства, собранные как пожертвования на интернет- платформе «Планета»
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк присутствует сегодня в Екатеринбурге памятником на плотине городского пруда, ему посвящены мемориальный музей, а также именная Всероссийская литературная премия. Если судить по этим признакам, память о нём на Урале жива.
И всё-таки, если вдуматься, фигуру этого уральского и общерусского классика, который запечатлел Каменный Пояс на страницах своих произведений и тем самым открыл его всей России, давно заслонили более близкие события и персонажи XX века. Тем более что нынешнему читателю из этих произведений более всего известны детские — прежде всего «Серая Шейка».
Между тем, как подтверждает Наталья Паэгле в своём историко-биографическом очерке, повторная эпоха первоначального накопления капитала, которая завершила в России XX век и начала новый, весьма освежила также «взрослые» рассказы и романы писателя. Так что, познакомившись с этим очерком, читатель вполне может снова или впервые открыть для себя «Приваловские миллионы» или другие тексты Мамина-Сибиряка.
Однако этим достоинства очерка отнюдь не исчерпываются. Обращаясь не только к литературным, но и к журналистским произведениям писателя, к его переписке с родными и близкими людьми, к архивным, в том числе ранее не востребованным исследователями документам, автор открывает нам живого человека в его надеждах и обязательствах, мыслях и поступках, тревогах и страстях. Оживают и родной писателю Висим, и вначале приветивший, а потом отдалившийся от него Екатеринбург. Лицами и голосами заполняется окружавшее Мамина-Сибиряка пространство. Проясняются обстоятельства, ставшие причинами поступков, которые раньше казались непонятными или о которых вообще не говорилось.
Своеобразными переходами через время становятся личные впечатления Натальи Паэгле от посещения мест, связанных с жизнью писателя — от того же Висима и Нижнего Тагила до Царского Села и Финляндии. Автор очерка вспоминает собственное знакомство с произведениями Мамина-Сибиряка, которое началось с той же «Серой Шейки». Интересные параллели с нынешним временем создаёт описание эстетических дискуссий, которые вели деятели искусства в начале XX века, сопоставляя, например, особенности и традиции западноевропейской и русской литературы.
Благодаря этому очерк можно назвать серьёзным историко-литературным исследованием, результатом которого является объёмный портрет одного из самых ярких и действительно замечательных уральцев, внёсших весомый вклад в развитие нашего региона. Кроме того, в нём представлены яркие картины общественной и литературной жизни Екатеринбурга, Урала и двух российских столиц того времени.
А иллюстративное сопровождение, подготовленное одним из ведущих фотохудожников Екатеринбурга Вадимом Осиповым, несомненно, делает эти картины ещё более зримыми и воочию представляет читателю маминские места.
- Опубликовано в №60 от 7.04.2017