Где услышать «Уральскую рябинушку»?

29 апреля 2017, 17:41
Кто сказал, что народное искусство – только для возрастных зрителей? Светлана Комаричева часто выступает в уральских вузах – горном, сельхозакадемии, госуниверситете. И – «никакой проблемы отцов и детей». Из личный архив Светланы Комаричевой

Кто сказал, что народное искусство – только для возрастных зрителей? Светлана Комаричева часто выступает в уральских вузах – горном, сельхозакадемии, госуниверситете. И – «никакой проблемы отцов и детей». Из личный архив Светланы Комаричевой

Народная музыка России по многим статьям сегодня в неком культурном гетто. Профессионалы предлагают даже провести именно в России что-то вроде «Этноевровидения» – чтобы других посмотреть и своё вспомнить. Однако пока – увы… И всё же есть артисты, способные одним своим появлением на сцене менять эту культурную ситуацию. Народная артистка РФ Светлана Комаричева, «лицо» Уральского народного хора, – из их числа. Звезда с её именем украшает центр Екатеринбурга. Но мало кто знает, что звезда Уральского хора выезжает на гастроли с… молотком и гвоздочками.

– …потому что сама ремонтирую свои концертные туфли, – с улыбкой комментирует Комаричева. – Очень люблю это дело – с молотком и гвоздочками. Муж когда-то шутил: «Выйдешь на пенсию – пойдёшь балконы обустраивать». А я и правда могу и шкафчик соорудить, и сидушку со скрытым шкафчиком.  Могу стелить пол, стены обивать, потолок оклеивать. У меня ведь дед был замечательный столяр-краснодеревщик…

Открытие звезды Светланы Комаричевой возле Театра эстрады

Открытие звезды Светланы Комаричевой возле Театра эстрады. 6 ноября 2013 года. Фото: Алексей Кунилов

Звезда Светланы Комаричевой возле Театра эстрады

Звезда Светланы Комаричевой. Фото: Алексей Кунилов

– Нарушили, стало быть, рабоче-крестьянскую родо­словную? Впрочем, «артисткой быть» сродни краснодеревщику. Хорошая песня рождается из «дорогих сортов» поэзии, музыки. И голоса, конечно.

– Мы как-то с девчонками обсуждали – как влияет исполненная песня на состояние певца? Вот если мне померить давление после песни «Колокола» – зашкалит. Эмоционально – всё равно что в набат бьешь… Помню, как учила её. Она не отпускала ни днём, ни ночью. Это – как у драматического актёра. Он спит, а в подсознании – текст той роли, которую он готовит. Вот и ты ищешь-мучаешься: как начать песню, как эмоционально переходить от куплета к куплету. Как спеть такие слова: «Господи, дай мне силы…»? «Колокола» были написаны 1991 году – песне уже 25 лет, а она по-прежнему трогает сердца.

Светлана Комаричева. "Колокола"

Уральский хор – на патефоне у деда

– Почему именно народный хор? Не опера, например. Не камерное пение….

– Пела-то я с детства. С детсада, со школы. И дуэтом, и в хоре. Всегда запевала. В педучилище поступила на дошкольное отделение, а на музыкальном был педагог по вокалу, оперный певец Николай Григорьевич Гусев. Он со мной занимался. Ведь я ж уже тогда пела очень «взрослую» песню: «Все люди спят, но мать не спит сейчас…» – глубоко патриотическую, мощную. Он развивал диапазон, учил дыханию. И это были бесценные уроки: основа-то в любом пении – умение «пользоваться» дыханием, «вести фразу». И, вообще, всё не просто так, не «ниоткуда». В детстве на патефоне у деда слушала хор Пятницкого, Уральский хор. Ну не было у деда другой музыки. Наверное, ставил бы он на патефон пластинки с оперными ариями или романсами, я бы, может, в «классику» пошла. Но какие оперы в деревне-то?

А мне так нравились песни! «Заиграли, загудели провода. Мы такого не видали никогда» (поёт вполголоса, но я боюсь, что на песню сбежится не один этаж нашего «дома контор» на Малышева). Весело, хорошо… Знаете, до сих пор помню: дедушкина деревня стояла по одну сторону Вятки, а на другом берегу – город Советск. Тот, другой берег, чуть выше, и вот на нём да ещё на взгорье – храм. В окружении зелени. Прошёл дождь. Всё как умытое. Речка тихая – как зеркало. Моторка идёт, а от неё волны расходятся. И радуга надо всей этой картиной… Я вот рассказываю – и сейчас мурашки по коже. От той красоты, благолепия, раздолья.

Выступление Уральского хора для ликвидаторов после аварии на Чернобыльской АЭС

Май 1986 г. Припять. Единственная сохранившаяся фотография, запечатлевшая выступление Уральского хора для ликвидаторов после аварии на Чернобыльской АЭС. Третья справа – С. Комаричева. Фото: Личный архив Светланы Комаричевой

– Но ведь. Много детей одними тропинками бегают, одни пейзажи видят. И в школах хоры везде. А певцами становятся единицы…

– Все видели, но никто так не восхищался. А меня как толкнуло. К радуге той. К песне. Ну, значит, Боженьке надо было, чтоб я запела. Да, могла бы и сольно петь, например – в филармонии. Но хор – особые ощущения. Такие произведения, как «Колокола», как «Мать и сын»Пахмутовой, эмоционально воздействуют именно в исполнении хора. Совсем другое звучание, когда за тобой эта многоголосая махина. Это я поняла, когда ещё пела в самодеятельности, в хоре Челябинского трубопрокатного завода. И позже, когда ушла на военный. Денег не хватало, пришлось…

Светлана Комаричева. "Лёшенька"

– Господи, а на заводе-то что вы делали?

– Не имею права рассказывать (улыбается). До сих пор. Поверьте только: работа была очень тяжёлая. Работала по 12 часов. Друзья говорили: «Идёт на репетицию вся зелёная, а – всё равно идёт…» А как в партию-то меня принимали! Помню: общее собрание. «Задавайте вопросы». «Какие вопросы, – кричат из зала. – Пусть песню споёт». Все же знали: что в самодеятельности, что без песен жить не могу. Идём, бывало, с дочкой по улице, она мне: «Мама, с тобой идти невозможно. Все здороваются». Кстати, именно дочка, когда Владимир Иванович Горячих, руководитель Уральского хора, услышал меня и пригласил работать в Свердловск (а я ей рассказывала, как мечтала всегда попасть в Уральский хор), именно она сказала: «Мама, иди. Этот твой последний шанс». Мне ведь было уже 38 лет!

– Подозреваю, что вы со своей харизмой и любовью к песне быстро вписались в новый коллектив. И всё же кардинально менять жизнь в 38 лет не каждый решится…

– Ой, что было! Родители возмущаются, мама вообще плачет: «Вот уходишь в артистки – у дочери отца нет (а я в то время уже потеряла первого мужа, прекрасного талантливого баяниста), да и матери не будет». Понятно же: жизнь артистическая – вечные разъезды. К тому же от таких зарплат, которые платили в то время на заводе, не уходили. Горелых, приглашая в хор, спросил, сколько я получаю. 500 рублей. «Нет, – говорит, – я не могу такую зарплату дать. 150 рублей пока». И всё. И я приехала. Поселили в общежитие. Хотя когда вызывали сюда на работу, в телеграмме было: «Принимаем на работу в Уральский народный хор с предоставлением квартиры». Так вот, этой квартиры в общежитии «Актёр» я ждала семь лет!

Но возраст имеет и свои преимущества. Я по-взрослому реагировала на события вокруг. Во-первых, самое страшное в моей жизни – потеря мужа – уже произошло: мне было 25, когда его не стало, прошло уже 13 лет. Другие тяготы переживались гораздо спокойнее. А они были. Например, иные коллеги писали всякие гадости на моём чемоданчике с гримом. Думали, может, испортят настроение перед выходом на сцену, доведут до слёз или что, может, брошусь жаловаться.

Светлана Комаричева на Челябинском телевидении в 1969 году

1969 г. Одно из первых, ещё в самодеятельности, выступлений на ТВ (г. Челябинск). Технических возможностей у телевидения было меньше, зато искреннего интереса и уважения к народному искусству – несравнимо больше. Фото: Личный архив Светланы Комаричевой

– Реагировали как-то на это?

– Никак. А зачем мне радовать «доброжелателей»?.. И потом, знаете ли, тогда я уже понимала – жизнь всё расставит по своим местам. Я в таких случаях всегда говорю: «Критикуешь? Бери любую мою песню. Сделай лучше. Я буду только рада».

– То есть чувство зависти вам не свойственно?

– К сожалению. Потому что ревностное отношение к чужому успеху – тоже двигатель, уже в собственном творчестве. Другое дело – зависть, гонор не должны преобладать. Но здоровая амбициозность артисту на руку. А мне этого не хватает – характера, твёрдости.

– По вам не скажешь…

– Ну что вы! Я очень стеснительный человек. Не могу, например, ответить на хамство. Прихожу домой, прокручиваю в памяти и понимаю: надо было вот так сказать. Но – уже поздно (смеётся)… Никогда не шла по головам. Ничего никогда не просила – ни гастрольных поездок, ни запевов (то есть солировать в песне). Взяли за границу – хорошо. Не взяли – не надо. Не пойду ни в министерство, ни в управление культуры жаловаться. В конце концов, руководитель лучше знает, какая должна быть программа, нужна я ему там или нет.

– Вы то и дело в шутку про пенсию говорите, а на юбилейном концерте голос так звучал, что – какая там пенсия?! Есть профессиональные заповеди, как сохранять голос молодым?

–  Самая главная заповедь – не ПЕРЕ. Не переусердствовать, не перебрать, не переесть, не переохладиться. Перед концертом нельзя острое, горячее, холодное. Вот у нас были гастроли по Сибири, говорю: «Девчонки, будем в поезде ехать 45 часов до Абакана. В вагоне жарища. В тамбуре холодрыга. Берегите себя. Не дай бог выскочить в тамбур в халате… »

– А Вишневская ещё говорила молодым: даже те книги, что читаете, скажутся на голосе.

– Точно! Чтобы выйти на сцену и что-то поведать зрителю, ты должен сначала накопить это что-то в душе. Иначе где возьмёшь эти эмоции? Раньше, когда мы приезжали на гастроли в какой-то город, профком сразу бежал узнавать: какой музей есть, какая картинная галерея, какие достопримечательности, кто параллельно выступает? Помню, мы про концерт Талькова узнали в Ульяновске: у нас был свободный день, а у него в тот вечер был концерт в мемориале. Попали. А как же! Чтобы услышать. Чтобы ты обогащался. Чувства свои насыщал.

Светлана Комаричева. "Зима"

– Когда звучат патриотические песни – всегда, из зала, есть боязнь лжепатетики. «Петуха» эмоционального. Но вот вы поёте «Я русская» – и боязни в помине нет. Только счастье, что и ты русский…

– Я не виновата (улыбается)… Это Боженька. Он краски даёт. А потом опять же – включай голову. Песня должна развиваться, иметь зачин, кульминацию. Ну, заору я в первом куплете «Я русская!» – а дальше? Все всё поняли, и можно уходить с концерта. Я девчонкам часто говорю: «Осёл тоже орёт, но кто его слушает?»

«Не всем же превращаться в «Бурановских бабушек»

– Интересно, таких коллективов, как Уральский народный хор, сколько в России?

– Было одиннадцать. Сейчас уж и не знаю, сколько осталось. Имени Пятницкого, Северный, Омский, Кубанский, Сибирский, Рязанский, Оренбуржский…

– Сможете, закрыв глаза, не видя костюмов, мизансцен, определить, какой хор поёт?

– А как же! У каждого своя тембральная окраска, как и у любого человека. Репертуар узнаваемый. И по оркестру можно узнать: в каждом – свой набор инструментов. Уральский народный хор всегда славился лирикой. «Садил-садил черёмушку», «На горе, на гороньке», «Уральская рябинушка», «Белым снегом» – всё наша классика. Репертуар золотой. Он остаётся и до сих пор. И если бы я не пришла в хор – так бы и было: лирика – главное и единственное. А раз появился такой голос, с патриотическим звучанием – появился и новый репертуар.

Светлана Комаричева. "Гляжу в озёра синие"

– Есть фестивали, где вы, коллективы народной музыки, можете встречаться, слышать друг друга?

– Из последних фестивальных площадок – Франция, Бельгия. Там мы с «Берёзкой» встречались. Получается (смеётся), чтобы встретиться с коллегами-соотечественниками – за рубеж надо было выехать. В Индию ездили, на Всемирный фестиваль культур. А ещё: если мы приезжаем в город, где работает какой-то народный коллектив – обязательно встречаемся. У Омского хора в гостях бывали, у Пятницкого…

– В конце прошлого года Уральский хор выезжал на большие гастроли по Сибири – Красноярск, Барнаул, Новосибирск, Омск, Кемерово, Абакан…

– Это разве «большие»? Раньше мы ездили по месяцу – по два. Из легендарных фактов: Уральский народный хор девять месяцев на гастролях, три – дома. Мы и в Чернобыле были, работали в самой зоне, в Припяти.

– В Чернобыле? А знали, куда ехали? Многие ведь были сначала в полном неведении о характере и масштабах катастрофы…

– Нет, нам сказали. Но с оговоркой: «А чего вы переживаете? У вас Белоярка под боком». Тогда же было «Слава КПСС! Вперёд!» Сказали поднять дух тех, кто оказался в зоне, и мы поехали к ликвидаторам. Кстати, выезд пришёлся на то время, когда на Украине – ежегодно – проводился фестиваль «Киевская весна». Каждый раз приезжало много коллективов, а в тот год – только Уральский хор. Другие дотумкали, чем это пахнет.

Нас предупреждали только: «Молоко не пейте». Коровки, мол, травку отравленную кушают… Знаете, когда ехали на концерт, по обочинам дороги рыжий лес стоял. Просто красный весь. Сгорел. А когда приехали на место – зрители на травочке сидят, а мы на травочке танцуем, песенки поём. Мало того, по возвращении наш автобус проверили на радиацию – зашкалило. Нас высадили опять же на травочку – «Подождите!» Автобус помыли, снова проверяют, снова возвращают. А нас-то (горько улыбается) никто не мыл. По возвращении костюмы даже не дезактивировались. А надо было! С людьми потом были всякие неприятности. Волосы лезли, зубы разрушались. У девчонок с беременностью проблемы были…

Но Чернобыль – это крайний случай. А в принципе, с хором мы всё объехали. До перестройки! Только весна начиналась – пошло: Украина, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Грузия, Армения…

– Когда-то вы работали с ансамблем «Изумруд». Ансамбль давно осознал проблему встраивания народной музыки в день сегодняшний. Ищут современные аранжировки. А Уральский хор? Или он не будет идти на поводу у современных трендов и рынка?

– Пытаемся что-то делать. Другое осмысление произведений, больше движений. Народные песни – уже в некой эстрадной манере… Но тут проблема-то в другом. Те, от кого зависит, что смотрят и слушают россияне, – заинтересованы ли они в продвижении, поддержке народного искусства? Канал «Культура» почти единственный иногда транслирует эту музыку. Слава Богу, «Играй, гармонь!» пока не закрыли. А по радио где эта музыка? В любой республике, где мы бываем иногда, своя национальная музыка звучит с утра до вечера. А у нас? Живём в Екатеринбурге, где родилась «Уральская рябинушка», – а как давно вы её слышали по радио? От кого идёт это пренебрежение? От руководителей, которые не любят и не знают нашего жанра? Не любят своё, народное. Живут здесь – и не любят. А «Изумруд» любит. И мы любим. Но всяким «новациям» в нашем жанре есть предел – вкус, уместность. Ну как можно осовременивать «Колокола» Щекалёва, «Мать и сын» Пахмутовой, «У российских околиц» Горячих (я с неё начинала) или «Мой рябиновый край»? Да и зачем? «Бурановские бабушки», конечно, хороши, но не всем же в этой манере петь. Да и «бабушки»-то, всколыхнув на время интерес к фольклору, давно исчезли-позабыты.

Застолье есть – а петь не получается

– На вашем юбилейном концерте в прошлом году на сцену поочередно вышли два пацана. Вы сами представляли: «Это мой внук Ванечка», затем – «А это друг моего внука Ярик». И было очевидно: это не обычные отношения «бабушки – внуки», а отношения друзей…

– Конечно! Кто-то с внуками менторским тоном разговаривает, а у нас по-другому. Часто повторяю Ваняшке: «У тебя мозги для чего – для шляпы? Думай!» Я и дочке в разных ситуациях не готовый совет предлагала, а размышляла вместе с ней: «Если сделаешь так – будет вот это. Сделаешь по-другому – будет вот так. Что выберешь?» Когда они, молодые, сами видят предсказуемый результат – возникает другая ответственность за собственные поступки… Ванечка у нас футболист, но голос и слух у него есть. Поёт в школе. На моих концертах обязательно бывает. И чувствует песню. Знаете, раньше я пела «Мать и сын» с Сергеем Дружининым. Потом, после его ухода из жизни, исполнила песню с другим солистом. И вдруг Ванечка: «Бабуль, а вы поёте по-другому». Вот говорят: «Незаменимых людей нет». В творчестве – есть.

Светлана Комаричева с Эдуардом Росселем

С Эдуардом Росселем. В момент открытия миру некогда закрытой Свердловской области Светлана Комаричева часто становилась послом народной дипломатии, полпредом культуры Урала. Фото: Личный архив Светланы Комаричевой

– А дома поёте? Вот гости собрались… Сегодня проблема: и застолье могут собрать, и поговорить, и даже упиться. А петь не получается…

– Ну, значит, нет в этой компании человека, который любит и знает песни. Откуда у Кадышевойтакая бешеная популярность? Простые народные песни. И в караоке и без караоке их поют влёгкую. На центральных ТВ-каналах народное исполнение затирают, а люди тянутся к этому жанру. И на балалайках играют, и на баянах, и песни народные поют. Невозможно душу народную изничтожить. Может, кому из руководителей это и не нравится – а (смеётся) народу нравится. Я как-то сольно работала на одном корпоративе. Пела «Очаровательные глазки», «Выйду я на улицу», кадышевскую «На посошок». В зале одна молодёжь. Хлопали. Подпевали. Я не утерпела: «Спасибо вам за любовь к народной песне».

В Кубанском и в нашем хоре созданы и работают студии молодёжные. Нашей студии в апреле уже десять лет будет. Там есть хорошие голоса! И фолк-группа, созданная там, на многих конкурсах брала призы. Я радуюсь. Я счастлива, что у нас такие есть. Нытики говорят: вот, мол, Уральский хор умирает. Да ни за что! 

Светлана Комаричева. "Берёза", "На пароме", "Ах, ты песня русская"

Досье «ОГ»

Светлана Александровна Комаричева

  • Родилась 10 января 1948 г. в г. Луцке Волынской области.
  • 1963 – 1967 гг. – учёба в педагогическом училище Челябинска.
  • 1976 г. – окончила Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры по специальности «организатор-методист культмассовой работы»
  • 1976 – 1985 гг. – работа на Челябинском трубопрокатном заводе.
  • 1986 г. – приглашена в качестве солистки в Уральский народный хор.
  • 2002 г. – удостоена звания «Дочь города – дочь России» за неоценимый вклад в социальное, экономическое и культурное развитие Екатеринбурга.
  • Народная артистка России (2005) 

Блиц-опрос

– У старшего поколения в России главная «забава» – сад-огород. А у вас?

– Песня и огород. В огороде пою разные народные песни – всё то, что обычно поют за столом. В саду я отдыхаю. Там даже воздух другой…

Светлана Комаричева в молодости

Любимый автор – Мериме. «Кармен» – любимейшая из новелл. «Харррактер-то какой!». Фото: Личный архив Светланы Комаричевой

– Если встали с левой ноги, что сделать, чтобы день задался?

– А день задаётся не от «левой случайности». Проснулся – благодари Бога: «Спасибо, что даёшь мне этот день». Уходишь ко сну – «Спасибо, что прожила этот день без страстей и проблем».

– Из множества стран, что объехали с хором, было ли место, показавшееся родным?

– Болгария. В советское время мы были там несколько раз – нас встречали как родных. Никогда не забуду Чехию: выступали под открытым небом, вместо сцены – холм, и все холмы вокруг усыпаны зрителями…

– Фантастическая ситуация: вы оказались на необитаемом острове. Три вещи, необходимые вам, чтобы выжить?

– Огонь – прежде всего. Топорик какой-нибудь, чтобы костер развести. Ну и веревочку, чтобы поймать кого-нибудь. А травку и так порвём (смеётся).

– Неисполнившаяся мечта детства?

– Хотела бы пожить как в Швейцарии. Иметь бы домик с видом на реку. И чтобы окно было от пола до потолка. Но! Это может быть и наш Нижнесергинский район – очень красивые места…

– Черта характера, от которой никак не избавитесь, но – хотелось бы?

– Нерешительность. Теряюсь перед хамством.

– Любимое время суток?

– С детства любила закаты. До сих пор перед глазами: спокойная река, лодка, стадо возвращается домой, запах парного молока, сверчки стрекочут… А сейчас в городе у меня окно на восток, с видом на монастырь. Великолепные восходы!

– Водите ли вы машину?

– Нет. Боюсь.

– Главная жизненная заповедь, которую вы старались внушить дочери, а теперь уже и внуку?

– Кроме «хочу» есть ещё и слово «надо».

– Если верхние соседи вас зальют, с какой фразой вы к ним постучитесь?

– Было уже такое. Только я ремонт сделала!.. Я к соседям постучала и говорю: «Вы меня извините, можно я вас побеспокою – вы меня залили…» Другой бы с матом влетел. Не умею.

– Любимая и нелюбимая работа по дому?

– Люблю, чтобы дома был порядок. Могу заняться этим даже поздно вечером и ночью (у нас, у артистов, ведь особый режим), чтобы наутро было чисто и красиво.

– В качестве подарка что бы предпочли: абонемент в спа-салон, абонемент в филармонию или просто деньгами?

– Филармонию.

– Фраза, которая поддерживает вас в трудных ситуациях?

– «Всё проходит. Пройдёт и это…»