33 года назад свердловчане стали смотреть 3D-кино

18 января 2017, 00:00
Первым стереофильмом, который увидели свердловчане, была советская картина «Ученик лекаря» (1983, режиссёр Борис Рыцарев). Кадр из фильма «Ученик лекаря»

Первым стереофильмом, который увидели свердловчане, была советская картина «Ученик лекаря» (1983, режиссёр Борис Рыцарев). Кадр из фильма «Ученик лекаря»

18 января в 1984 году в Свердловске открылся первый в области стереокинотеатр. Или, как сказали бы сегодня, — кино 3D.

Стерео (тогда ещё говорили: «объёмное») кино появилось в Советском Союзе в начале 40-х годов ХХ века. А уже в 50-х стереокинотеатры были, помимо Москвы, ещё в нескольких городах СССР — Ленинграде, Киеве, Астрахани… Но более-менее массовым явлением они стали только в конце 70-х — начале 80-х годов, когда советским инженерам удалось создать революционную для своего времени систему «Стерео-70» (она была настолько удачной, что в 1991 году её создатели получили от Американской киноакадемии специальный приз «Оскар» в номинации «За технические достижения»).

В Свердловске объёмное кино начал демонстрировать «Октябрь» — старейший в городе кинотеатр (сейчас он носит своё исходное название — «Колизей»).

Превращение «Октября» в стереокинотеатр заняло два с небольшим года. Реконструкция была тотальной. Как говорил накануне её начала автор проекта Г. Метляев, «от старого здания останутся одни стены, всё остальное будет новым».

Для просмотра стереофильмов требовались, как и сейчас, специальные очки: они выдавались перед сеансом, а после их надо было сдать контролёрам. Однако часть зрителей поначалу пыталась унести очки с собой — в надежде, что если посмотреть в них обычное кино, то оно тоже станет объёмным. Но ошибочность этой гипотезы подтвердилась очень быстро, и кражи прекратились.

Стереофильмов тогда снималось мало — и у нас (за полвека — меньше 60 картин), и за границей. Поэтому киноленты в «Октябре» шли буквально месяцами. Но поскольку конкуренции у кинотеатра не было, то и на недостаток зрителей он не жаловался: на сеансы последних дней ходило ненамного меньше народу, чем на премьеры.