В Ирбите прошёл фестиваль спектаклей для детей
2 октября 2012, 17:29
В детских спектаклях всё должно быть настоящее — и чувства, и интонации, и музыка. Фото Павла Рябых.
Труппы из Абакана и Озёрска, Тобольска и Первоуральска, Екатеринбурга и Каменска привезли в старинный уральский город на родину старейшего в регионе театра спектакли для самого важного зрителя. «Зазеркалье», инициатором которого стал нынешний главный режиссёр театр Леван Допуа, стартовало в статусе межрегионального.
О том, что спектакли для детей востребованы как никогда, говорит хотя бы тот факт, что за десять дней на фестивале побывало около шести тысяч зрителей седьмая часть населения Ирбита. Более того, скорость покупки билетов тоже побила все рекорды, ведь они появились в кассе всего за две недели до начала «Зазеркалья». Приходили в фестивальный зал театра им. Островского родители с детьми и бабушки с внуками, шли целыми классами и просто девочки-подружки. На спектакль, на два, на три. Семья Половнёвых (мама, папа, сын) посмотрела все (!) спектакли фестиваля.
Жанровая палитра «Зазеркалья» оказалась весьма разномастной современная сказка для детей и взрослых, чёрная, озорная и романтическая комедии, мелодрама, романтическая сказка, игра в сказку, индоафриканские игры, житейская фантазия. Зрители же, по наблюдениям организаторов, ориентировались при выборе не на это, не на город, не на режиссёра на название: «Кукарямба», «Малыш и Карлсон», «Снежная королева», «Про Иванушку-дурачка», «Мотоzикл». Большей частью знакомое и проверенное временем. Другого пока не придумано и не написано. Хозяева показали под финал премьеру красивую сказку-притчу «Бэмби», получившую спецприз фестиваля. Несмотря на диснеевское происхождение, спектакль получился совсем не мультяшный. Молодые артисты говорили совсем о недетском об ответственности за тех, кого приручаешь, о человеческой подлости, о любви и благородстве...
Подводя некоторые итоги, члены жюри сошлись на том, что фестиваль вышел не провинциальный, что приехали хорошие детские спектакли, что есть театры, которые их ставят.
Дети сегодня забыты, на них в крайнем случае зарабатывают, а что у них внутри никого не волнует. Традиции ходить семьей в театр, обсуждать увиденное исчезают. Важнее, чем поход в театр, чем этот трепет, в детстве мало что есть. Театр это всё: школа, воспитание, думы, культура, первое понимание ценностей, что есть друг, враг, добро, зло, зачем жить, как жить. И это всё фестиваль демонстрировал. Каждый спектакль телеграмма в зал. Мы увидели разные сценографические решения, стремление и старания быть доступным современным детям. И отклики на эти старания были молниеносные в зале, размышляет Ксения Кузнецова, доцент кафедры речи ВГИКа.
Слава богу, не подтвердились опасения, что на фестиваль съедутся утренники, спектакли безоглядной детской радости, сплошная развлекуха. Такие были, конечно, но в большинстве были другие думающие, ищущие, разговаривающие с детьми нормальным языком, не делая клоунаду из голоса. И тогда маленькое сердечко бьётся, душа откликается. За умение вести такой разговор с юными зрителями Инга Матис, сыгравшая девочку без родителей по имени Пеппи в каменской «Кукарямбе», стала обладателем награды «За лучшую женскую роль». Гран-при первого «Зазеркалья» уехал в Екатеринбургский ТЮЗ, показавший ирбитской детворе библейскую историю «У ковчега в восемь».
Встречаться детским спектаклям на фестивале в Ирбите решили раз в два года. Если всё будет хорошо.