Премьерный спектакль Свердловского драмтеатра пресса оценила прохладно
2 октября 2012, 00:00
Из фондов Белинки. Объявление в газете «Уральский рабочий». 1930, сентябрь
- Опубликовано в №390-391 от 02.10.2012
В 1930 году спектаклем «Первая конная» по пьесе Всеволода Вишневского открылся Свердловский театр драмы.
Случилось то, о чём театральная общественность говорила не одно десятилетие: в столице Среднего Урала должен быть свой театр, ведь ещё до революции Екатеринбург был «золотым дном» для антреприз и гастрольных театральных коллективов.
Комплектованием новой труппы занялся на Урале известный театральный администратор М.Шлуглейт (до этого служил в Москве, в театре Корша). Одними из первых приглашение в Свердловскую драму получили артисты, популярные как в столице, так и на периферии – В.Ордынский, М.Бецкий. За ними в труппу пришли другие прекрасные актёры: М.Бобрин (великолепный характерный исполнитель), А.Парамонова (драматическая героиня), А.Орская (бытовая героиня), Н.Шульгин (социальный герой).
Выбор для первой постановки пьесы «Первая конная» (а она только что, в 1929 году, вышла в печати) был сознательным обозначением кредо нового театра – он готов обсуждать со зрителем злободневные темы. Классика – да. Но приоритет – современные сюжеты и герои.
Предисловие к «Первой конной» написал сам Семён Будённый: «Никто из читателей и зрителей этой пьесы не сможет остаться спокойным. Старого бойца она заставит вновь вспомнить незабываемые переживания великих боёв и походов гражданской войны. Молодому красноармейцу покажет подлинное, неприукрашенное лицо дней, событий и людей, выковавших мощную Красную армию. Комсомолец и пионер найдут в ней «роман приключений».
К сожалению, дебют не был удачен. Спектакль «Первая конная» (режиссёр П.Рудин, художник Г.Руди, композитор А.Александров) уральская пресса оценила прохладно: «Прекрасный постановочный замысел режиссёра, но чувствуется спешка, несработанность отдельных моментов, неполное владение актёрами всеми возможностями хитроумной конструкции. Временами больше рассказа, чем сценического показа. Технические неполадки не дали возможности использовать кино, и ряд эпизодов (движение будённовской конницы и др.) для зрителей пропали...». Но, впрочем, хвалили актёров: «Великолепен Ордынский (эпизод в вагоне – рассказ будённовца), Брагин (солдат-балагур) и Русаков – взводный».