«Первый канал» мажет дёгтем историю страны
21 марта 2016, 20:53
- Опубликовано в №048 от 22.03.2016 под заголовком «Чёрное нутро «Красной королевы»
Вторую неделю по вечерам на самом популярном у россиян телевизионном канале – «Первом» – идёт сериал «Красная королева». Его создатели – украинская кинокомпания FILM.UA и российская кинокомпания «ШПИЛЬ» – произвели на свет очередное «мыло», созданное как будто бы на основе реальных событий. Снимать, конечно, производители кинопродукции вольны всё, что угодно, но вот показывать в главном эфире страны всё, что под руку подвернётся, вовсе не обязательно.
Королевская особа, секс и тайна
Это ведь жители больших городов, счастливые обладатели кабельного телевидения и ТВ-тарелок, могут на досуге выбирать из десятков, а то и сотен телеканалов. А как быть большинству населения страны, живущему там, где каналов раз-два и обчёлся. И этот самый «раз» приходится именно на «Первый». А у зрителей старшего поколения «Первый канал» и «телевидение» – это вообще слова-синонимы. Именно «Первый канал» и сегодня во многом формирует общественное мнение, вкус, настроение в обществе. Это большой плюс для канала, но и огромная ответственность.
Режиссёр, многолетний член жюри КВН (идущего, кстати, тоже на «Первом канале») и большой шутник Юлий Гусман как-то заметил, что в хорошем сценарии обязательно должны быть королевская особа, секс и тайна. С учётом этих требований к «Красной королеве» не придерёшься: главная героиня Регина Барская – королева советской моды, тайн в её жизни хватает с лихвой (самая главная, с которой ей приходится порхать по подиумам всего мира – это убийство собственного отца, которое «взяла на себя» мать главной героини). Да и секса хватает, хотя он, отдадим всё-таки должное создателям сериала, присутствует в основном за кадром.
Это не кадр из фильма, а настоящая Регина Збарская с Вячеславом Зайцевым. 1966 год. Известный модельер уже выступил в СМИ, подчеркнув, что искажённым является и образ самой Регины, и образ страны. Фото: РИА «НОВОСТИ»
«Мы стараемся придерживаться исторической правды, но, безусловно, какие-то творческие допуски у нас тоже есть. История во многом преувеличена, приукрашена, сделана более сказочной», – цитирует сайт «Первого канала» режиссёра сериала Алёну Семёнову. Сказка, как известно, ложь, да в ней намёк. Вот только какой урок могут извлечь из неё добры молодцы? Складывается такое ощущение, что создатели сериала добавили в реальную историю не сказочности, а… развесистой клюквенности.
А в «чёрном» – вся страна
Да, зрители старшего поколения могут в очередной раз поностальгировать у экранов, замечая в кадре какие-то детали из жизни своей юности. Но и им же, прежде всего, должна броситься в глаза однобокость, с которой показана та жизнь: либо в прямом смысле просто грязь, убогость и беспросветность провинции, либо красивая жизнь столицы, за ярким фасадом которой всё те же грязь, убогость и беспросветность.
Картинка сериала вроде бы и цветная, вот только изображение получается каким-то чёрно-белым. В «белом», конечно же, главная героиня со всеми драматическими поворотами её судьбы, в «чёрном» – даже не столько все остальные люди, её окружающие, сколько вся страна. В «Красной королеве» отрицательными персонажами, например, оказываются и простые люди, и представители власти. Чиновники и партийные деятели выглядят либо безвольными машинами, либо взяточниками, либо – как в сцене, когда в Центральном доме мод представляют новую коллекцию, – неотёсанными, недалёкими людьми, неспособными связать двух слов. Всё, что делают власти, преподносится как ошибка. Права только главная героиня в её устремлении покорить западные подиумы.
Можно, конечно, возразить, что не нам судить о том, насколько правдоподобно показаны мир советской моды и её закулисье. Мы там не были, не видели, не знаем. Но ведь и известный модельер Вячеслав Зайцев, который был лично знаком с Региной Збарской (таково имя «самого красивого оружия Кремля» в действительности), выступил в прессе с заявлением, что фильм необходимо снять с эфира, так как это «полная ерунда и возмутительная ложь, состоящая из ошибок и искажений». Так что «основано на реальных событиях» – вовсе не означает «соответствует действительности».
Комментарии
Владимир Блинов, писатель, поэт, член Союза писателей России:
– Сериалы для «Первого канала» – это важно и прибыльно, всё-таки телеканал ориентирован на массового зрителя, но вопрос в том, какого качества фильмы нам сегодня предлагается смотреть. В особенности вопросы к так называемым «биографическим» – а их в последнее время всё больше: помимо «Красной королевы», припоминаю про Шульженко, про Серову. Это заштампованные и абсолютно искажающие действительность сериалы. Их создатели берут знаменитых артистов и снимают про их жизнь, отыгрываясь на том, что среди аудитории обязательно есть поклонники этих звёзд и зритель «клюнет». Но создатели сериалов вообще не утруждают себя проверкой фактов и работой с исторической действительностью. Используют штампы – одни и те же в каждом сериале. Будто у них есть заготовленный шаблон, «как снять успешный сериал», в котором они просто изменяют имена. Но «успешны» эти сериалы исключительно с точки зрения популярности у массового зрителя – это ли настоящее признание? Это то же самое, как дешёвая бульварная литература… Вот только массового зрителя, по-моему, держат за дурака. И думаю, многие – в том числе я – это чувствуют.
Борис Долинго, писатель-фантаст, член Союза писателей России, председатель оргкомитета фестиваля «Аэлита»:
– Если говорить о сериалах, которые касаются советского времени, то там выдёргивается какой-то один факт, и его начинают интерпретировать, искажать… Сериал «Красная королева» я начал смотреть. И бросил. Потому что многое искажено, подаётся всё однобоко, в одном цвете. Так что у меня масса вопросов к тем, кто их снимает, и к тем, кто их запускает в эфир. Посмотрел, как показано КГБ в сериале. Я в 1981 году вёл детскую передачу на Свердловском телевидении, а в это время записывали передачу наподобие «Голубого огонька», и меня неожиданно пригласили туда ведущим. Были разные номера, сцены застолья… И естественно, там присутствовал куратор от КГБ. Так он действительно за всем следил, во всё вникал. Это была очень серьёзная организация. И вот я смотрю, как они представлены в фильме: абсолютно безвольные, не имеющие своего мнения… Конечно, были перегибы – но говорить, что всё было так плохо, как показано в фильме, я не могу. А если судить по фильму, во власти были только клоуны да марионетки.
Другие промахи «первого»
«Фурцева. Легенда о Екатерине». Всё руководство страны представлено исключительно в негативном свете, карикатурно. Доведён до абсурда и образ главной героини.
«Тальянка». Новобранцы из лётного училища при представлении их командиру вели себя по-хамски, что недопустимо в армии – ни в советское время, ни сейчас. Практически все мужские персонажи страдают пьянством, начальник стратегического объекта – испытательного аэродрома – и вовсе пьёт самогон в рабочее время. Председатель колхоза оказывается насильником.
«Манекенщица». Опять же, отрицательными персонажами оказываются сотрудники государственных структур, в том числе КГБ. По сюжету фильм перекликается с «Красной королевой», но не основан на исторических событиях – главная героиня делает карьеру от уборщицы в Доме моделей, до ведущей советской манекенщицы. Разумеется, не обходится без попытки сбежать из Советского Союза.