Книга-судьба: «Малахитовая шкатулка»
15 декабря 2015, 13:03
- Анна Осипова, редактор отдела «Общество»:
— В детстве любимой моей книгой был сборник сказов Бажова «Малахитовая шкатулка». Как уж он попал ко мне в руки, не помню, помню только, что родители не могли заставить меня вечерами оторваться от книги и лечь спать — ну какой же сон, когда не знаешь, сжалилась Хозяйка горы над Таюткой с отцом или не миновала их злая участь?..
Детство я провела в селе Липовском, неподалёку от которого и по сей день находятся отвалы старого рудника. Мне, совсем тогда малышке, эти отвалы казались настоящими Уральскими горами. Родители разочаровывать ребёнка не стали, и каждая наша поездка в те места по грибы-ягоды становилась для меня настоящей сказкой. Вот камешек блестящий — а вдруг самородок из хозяйкиной шкатулки? Там ящерка пробежала — наверняка торопится рассказать своей госпоже, что гости незваные в её владения наведались… А глядишь, за тем пригорком и Саму встретишь?
Сказы Бажова в детстве казались мне увлекательнее всяких диснеевских мультиков, и вот почему — это ведь всё тут, у нас на Урале. Из-за географической принадлежности и таких простых, близких историй очень легко было поверить в реальность написанного. Да и название какое: не сказки, а сказы — совсем другое дело.
Уверена, что книги, которые мы читаем в детстве, закладывают основы всего будущего мировосприятия. Именно с «Медной горы Хозяйки», «Огневушки-поскакушки», «Малахитовой шкатулки», «Синюшкиного колодца», «Каменного цветка» и остальных сказов и началась моя… любовь к родине. Бажов открыл мне удивительный мистический мир Урала, доказав, что он ничуть не хуже античных мифов и выдуманных историй из телевизора. Бажов же показал силу и мощь горнозаводского Урала, не восхищаться которым было невозможно. После «Малахитовой шкатулки» сложно было поверить, что где-то есть места лучше. Так, сама того не замечая, я стала патриотом родного края, а как следствие — и страны. И остаюсь им до сих пор, а кроме того, очень уважаю труд горняков. Доводы оппонентов о более развитой западной культуре всегда вдребезги разбивались о бажовский малахит. Кстати, одно из первых серьёзных украшений, которое я, будучи студенткой, купила со стипендии — это… малахитовые бусы.
Со сказов же начался и мой интерес к истории родной земли — хотелось знать больше о происхождении названий, основании сёл и городов, о местных легендах и людях, которые жили на Урале когда-то и живут сейчас. Разматывая этот клубочек, уже нетрудно догадаться, почему я выбрала профессию журналиста. Да и Бажов ведь с этого начинал.