Книга-судьба: «Павлик Морозов»
9 декабря 2015, 11:59
- Сергей Колясников, судья в отставке, г. Талица:
— Прочитав в начальных классах понравившуюся мне повесть-сказку «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева, я стал искать другие книги автора. Нашёл. Повесть «Павлик Морозов». Конечно, о юном пионере-герое, нашем земляке из деревни Герасимовка Тавдинского района, я уже что-то слышал. Но повесть, написанная на документальной основе, заставляла заново пережить известные по истории события. Впечатляюще показан быт уральской глубинки начала 1930-х — периода коллективизации, колоритно выписаны образы жителей, ребят-друзей Павлика. Захватывал, конечно, и криминальный сюжет злодейского убийства Павлика и его брата…
Сейчас, с позиций своего профессионального опыта, я бы квалифицировал это так: двойное умышленное убийство малолетних, совершённое по найму, группой лиц по предварительному сговору, с особой жестокостью и с целью скрыть другое преступление, по мотивам мести. Но в то время я об этом не задумывался, а был искренне возмущён самим фактом злодеяния, ведь непосредственными исполнителями убийства мальчиков стали их родные — дед и двоюродный брат.
До этого, как известно, Павлик изобличил своего отца во взяточничестве и сокрытии хлеба (мешки с зерном, в то голодное время, были зарыты в землю)… Любопытно и показательно, как в разные десятилетия отечественной истории воспринимался этот сюжет. Сначала (повесть была написана в 1947 году) Павлик Морозов для всех нас был исключительно героем. В годы перестройки мы «вспомнили» об этической составляющей события и в голос начали говорить: ну как же так можно — донести на отца? А сейчас я вижу: содержание повести, написанной почти 70 лет назад, удивительно перекликается и с сегодняшним днём. Тема борьбы с коррупцией звучит сегодня на всех уровнях. В Кодекс поведения для госслужащих предлагается внести пункт, как следует поступать чиновнику в случае, если ему стало известно о факте коррупции. Оказывается, надо доложить вышестоящему руководителю и прокурору. А ранее солидный дядя, облечённый властью, этого не знал? Павлик Морозов в свои 13 лет знал, что делать.
Повесть заканчивается тем, что убийц мальчиков настигло суровое возмездие, справедливость восторжествовала. Наверное, благодаря в том числе и этой книге, знакомство с которой состоялось в детстве, я стал юристом. 33 года посвятил следственно-прокурорской и судебной практике. И всегда знал: принципы неотвратимости и справедливости наказания — основополагающие в правосудии, о чём напоминают и лучшие образцы беллетристики.
От ведущей рубрики:
— Вряд ли Сергей Колясников подгадывал со своим письмом к Дню борьбы с коррупцией. Но оно пришло в редакцию «ОГ» накануне…