Книга-судьба: «Комната на чердаке»
2 декабря 2015, 12:08
- Борис Симхов, инженер-механик, ветеран Уралмаша и Уральского турбомоторного завода, литератор:
— Когда началась Великая Отечественная война, мне было семь с половиной лет, и я уже умел хорошо читать. Была у меня даже «целая библиотека» — несколько детских книжек! Среди них — «Комната на чердаке» Ванды Василевской. Там рассказывалось о том, как плохо жилось детям в буржуазной, панской Польше. Семьи жили бедно, тесно, ютились даже на чердаках. Как мне было это понятно! Мы жили неподалёку от Польши — на Украине, в городе Днепропетровске. В нашей тесной квартирке у меня была своя «комната на чердаке»: под столом. Там я «жил», оборудовал уголок с игрушками и книжками и играл там. И читал. «Комната на чердаке», мною зачитанная, потрёпанная, хранилась именно там.
С началом войны нам пришлось бежать от немецко-фашистских оккупантов, бросив всё: квартиру, имущество. Бросил и я свои игрушки и книжки, они так и остались там под столом. В казахстанском городе Семипалатинск, куда мы попали в эвакуацию, я искал любимую книгу — в библиотеках, у знакомых. Так хотелось перечитать про польских ребят, которых я полюбил как друзей! Не нашёл.
Кстати, в Семипалатинске по соседству с нами жила польская семья, где было трое ребятишек. Они мне напоминали тех самых ребят, что жили в комнате на чердаке! И были основания так представлять: поляков, оказавшихся в Советском Союзе, высылали в Казахстан как ненадёжных.
…Пролетели десятилетия. Я сам стал писать книги, вступил в Союз российских писателей. Нет-нет, да вспоминалась любимая книжка моего детства (кстати, я уже знал, что «Комната…» — отрывок из большого романа Ванды Василевской). Теперь я легко нашёл книжку в Интернете. Да, вот она — обложка та же самая! Очевидно, книжку не переиздавали. И даже понятно почему: в тексте — много «идеологии». Конкретно: по сравнению с тем, как плохо жилось простым людям в буржуазной, панской Польше, в Советском Союзе всем живётся очень хорошо. Так читалось между строк.
Теперь у нас своя «буржуазная страна». И живётся нам всем по-разному… Скачал я текст книжки из Интернета, перечитал. Если оставить идеологию «за скобками», то книжка очень хорошая. Добрая, светлая. К слову, навеяла она мне воспоминания о родном городе — украинском Днепропетровске. Эх, думаю я сейчас, собрать бы силы, деньги да и махнуть на родину. А вдруг цел наш домик на улице Кирова, 40, где у меня была своя «комната на чердаке» — под столом! Но, боюсь, не пустят меня украинцы на родину…