Книга-судьба: «Дзен и искусство ухода за мотоциклом»
17 сентября 2015, 13:00
- Михаил Шестернин, преподаватель русского языка и литературы Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова:
— В детстве я частенько засиживался в гараже, наблюдая, как отец ремонтирует свой «Иж Юпитер-4», а когда стал старше, начал принимать в этом процессе посильное участие. В двенадцать лет я впервые сел за руль и с тех пор окончательно «заболел» мотоциклами: скупал журналы, интересовался техническими подробностями. Позже у меня появился свой собственный «Минск», затем «Урал». Поступив в университет, я начал работать и за полтора года скопил на «Яву». Сейчас у меня «Хонда», и ещё несколько мотоциклов находятся в процессе сборки…
Так что пройти мимо названия «Дзен и искусство ухода за мотоциклом», когда оно случайно попалось мне на глаза, я никак не мог. Эту книгу называют «библией мотоциклистов», и едва я о ней услышал, как тут же заказал себе экземпляр — весь предыдущий тираж был распродан, и ждать пришлось довольно долго.
По форме это автобиографический роман о мотопутешествии, в которое отправляются отец и сын. Но больше всего меня заинтересовало не само путешествие, и даже не описание процесса работы с мотоциклами (практических советов в книге не так уж и много), а то, как ловко автор соединяет эти элементы в целостное повествование, сдобрив его изрядной долей философских рассуждений и отсылками к собственной драматичной истории.
Пёрсиг исследует феномен «качества», выстраивая вокруг этого ключевого понятия свою собственную теорию. Когда-то автор покинул университет, осознав, что качество недостижимо из-за противоречивости существующих в науке гипотез. Но поскольку сам он преподавал риторику — дисциплину, в западной научной традиции тесно связанную с философией, впоследствии он принялся размышлять о достижимости качества в науке и в жизни.
«Дзен…», не уступающий другим философским произведениям по глубине и серьёзности заложенных в нём идей, отличает доступность изложения и увлекательность, с которыми эти идеи преподносятся. И если в начале содержание книги отражает вторую часть её названия, то чем дальше, тем меньше внимания автор уделяет техническим моментам и всё больше концентрируется на взаимоотношениях с сыном и внутреннем психологизме.
Темы, составляющие основу этой книги, перекликаются с моими собственными интересами, как профессиональными, так и личными. По сути, это всеобъемлющее размышление о жизни, в котором Пёрсиг, на мой взгляд, один из знаковых философов XX века, сформулировал ряд вопросов, которые можно решать и выносить на обсуждение — в том числе в учебной среде. И как преподавателю литературы мне этот аспект кажется особенно значимым.