Книга-судьба: «Вертолётчики в Афганской войне»
17 июля 2015, 13:30
- Дмитрий Дзех, вертолётчик гражданской авиации, командир эскадрильи, сейчас на пенсии, член литературного клуба «Открытие»:
— В моём случае, видимо, книга-судьба — это обратный вариант тому, что у большинства авторов рубрики. Книга не предопределила мою судьбу, а я увидел в ней воплощение своей судьбы. «Вертолётчики в Афганской войне» Михаила Жирохова произвела на меня сильнейшее впечатление. Жанр — документальные рассказы военных вертолётчиков. В сжатой форме — жестокая правда об испытаниях, выпавших на долю молодых офицеров.
Я сам отдал авиации более двух десятков лет, налетал в воздухе более десяти тысяч часов. Мне хорошо знакомы особенности полётов в горной местности, где ветер очень коварен (а это существенно для взлёта и посадки вертолёта), полёты в условиях высоких температур, когда «движки не тянут», полёты в ночное время и т. д. Но я летал в мирном небе. Совсем иное — в боевой обстановке. Поскольку успех боевых операций в горной местности, уточняет М. Жирохов, во многом определяется эффективностью авиационной поддержки, вертолётные эскадрильи придавались каждой дивизии, каждой бригаде ВДВ и Спецназа, воевавшей в Афгане, и нагрузка на аэромобильные части была колоссальной. Вертолётные десанты и воздушная разведка, огневая поддержка войск и поисково-ударные действия, воздушное сопровождение колонн и бомбо-штурмовые удары, минирование и поисково-спасательные операции — в этой книге ветераны-вертолётчики в мельчайших подробностях рассказывают о своей боевой работе. Главное — военный вертолёт всё время под прицелом. В любое время он мог попасть под ракетный или пулемётный обстрел. И хорошо ещё, если отделаешься только пробоинами и лёгкими ранениями. А ведь зачастую вертолётчики в одно мгновение превращались в «груз-200»…
Словом, молодые ребята, авторы документальных повествований, испытывали огромные стрессовые нагрузки. Читаешь книгу, и хочется снять перед ними шляпу. В конце книги Михаил Жирохов даёт по годам хронологию наших вертолётов, сбитых моджахедами. Впечатляет их число — 333 вертолёта. Но ещё больше врезается в память фраза: «Экипаж погиб…» А это более 1 000 молодых ребят, несколько выпусков военных училищ. Страшные цифры. Наши солдаты и офицеры воевали, выполняя так называемый «интернациональный долг». И мне хочется спросить: «Что это за долг, по-которому наша страна рассчитывалась своими сыновьями, сединой их родителей, горем и слезами их жён и невест?» Прочитав эту книгу, невольно хочется задать вопрос тем, кто принимает решения там, наверху: «Может быть, хватит разбрасываться самым дорогим — человеческими судьбами и жизнями?..»