Создатель Толкового словаря рисовал акварелью и писал рассказы
4 июля 2015, 08:30
На сей раз читаем «Урал» с заместителем директора по научной и методической деятельности Свердловской областной библиотеки им. Белинского, кандидатом исторических наук Ольгой Моревой.
– Люблю «Урал»! Всегда. Без всяких «но», – сразу обозначает своё отношение Ольга Морева. – Так и с шестым номером осечки не случилось, я нашла для себя то, в чём нуждалась в начале лета.
Лето – пора экзаменов, выпускных балов, вступительных кампаний. Нынче всё это имеет прямое отношение ко мне, моим близким. Племянница оканчивает школу. Вспомнилось не только свое школьно-абитуриентское лето, но и год, когда сын проходил все эти этапы. Много было рассказано баек и случаев из жизни, чтобы успокоить, подбодрить. Эти темы вычитала я и в журнале. Может быть, сотрудникам «Урала» покажется странным моё заявление, ведь никаких публикаций на эти темы в номере вроде нет, но… «Книги имеют свою судьбу», – первая часть известного латинского выражения, которое заканчивается так: «…сообразно тому, как их принимает читатель». Так вот, повесть «Минута» Дмитрия Ушакова и окончание воспоминаний Виктора Подшивалова «После войны. С верой в высшую справедливость» я приняла как истории про выбор, переломные моменты в жизни.
– Заглянула в справку об авторах номера. Дмитрий Ушаков, автор «Минуты» – создатель знаменитого Толкового словаря, которым мы, журналисты, постоянно пользуемся!
– Да, в рубрике «Архив» – удивительный текст. Повесть «Минута» написана Дмитрием Николаевичем Ушаковым (1873–1942) в 1892 году. Филолог, член-корреспондент Академии наук СССР, один из организаторов реформы русской орфографии в 1917–1918 годах, он и впрямь известен больше как редактор и соавтор одного из основных словарей. Четырёхтомный «Толковый словарь русского языка» выходил с 1934 по 1940 год, но без него и сегодня трудно обойтись. Благодаря публикации в «Урале» Д. Ушаков открывается нам совершенно иначе: не как учёный, академик, преподаватель, редактор и составитель словарей и справочников. Здесь он автор прозаического текста. Его повесть – как чеховский рассказ. Краткая и ёмкая. Перед глазами читателя – выпускной гимназический бал. Жар от танцующих кадриль, вальс, венгерку, краковяк, па-д’эспань перемешивается со звуками оркестра и речью на французском, который лучше всего подходит для балов. Здесь мы и знакомимся с юношей, жаждущим «настоящего чувства», и барышней, ждущей, когда с уст кавалера сорвётся признание… Текст, написанный в конце XIX века, извлечён из архива Российской академии наук и, несомненно, носит автобиографический характер. Так можно написать, только пережив первую любовь.
В тему
Из послесловия Евгении Басовской, доктора филологических наук, к рассказу Дмитрия Ушакова «Минута»:
– Всю свою относительно недолгую жизнь – около 70 лет – Д. Н. Ушаков фантастически много работал. Он писал книги, статьи, занимался составлением словарей, читал лекции и вёл семинары, консультировал театральных актёров и дикторов Всесоюзного радио по вопросам литературного произношения... При этом успевал писать акварелью – в архивах хранится немало его живописных работ. Как ни странно, наименее известной стороной жизни Ушакова остаются его литературные опыты.
– «После войны. С верой в высшую справедливость» Виктора Подшивалова – eщё один автобиографический текст, хотя и рассказывает о совсем другой эпохе…
– Да, и он тоже о взрослении и выборе профессии и судьбы. Воспоминания этого автора «Урал» публикует второй год. Первая часть под названием «Мама и война» вышла в 2014 году. Виктор Подшивалов, металлург по образованию, много лет проработавший на Машиностроительном заводе им. Воровского, очень откровенно и трогательно рассказывает о своем детстве, которое пришлось на военные годы. Читать воспоминания в июньском номере 2015 года можно и не познакомившись с первой частью, хотя, конечно, чтобы представлять героев, нелишне прочесть начало. Героев немного – родственники, деревенские соседи, одноклассники, учителя. Вернувшиеся с войны мужики! Для мальчишек они кумиры, и пацаны не дают им прохода, просят рассказать «про войну». В результате возникают разные истории: трагические и комические. Один из односельчан, например, попав на фронте в радисты, должен был прокладывать связь на передовой, но «о случаях, когда мог погибнуть, он рассказывал так просто, как будто речь шла не о нём, а ком-то постороннем». Из комического автору воспоминаний запомнился случай, когда, заняв немецкое селение «совсем без боя», советские солдаты не могли найти … туалет. Никто не мог и предположить, что это не отдельно стоящее строение, а комната «на уровне второго этажа». Удивительным образом в тексте перемешивается советская пропаганда (cталинская пятилетка, «иностранные империалисты» и т.п.) с деревенским фольклором, благословением иконами и даже откровенно «антисоветскими разговорами».
Автору удалось найти верный тон изложения. Смерть отца, брата… Арест швейной машинки «Зингер», единственной семейной ценности, по причине несдачи «вовремя государству положенного в виде налога количества картошки»… Вынужденная продажа коровы-кормилицы… Рассказ идёт словно от третьего лица. Но этот приём (или неосознанно выбранный отстранённый тон), этот безыскусный рассказ о голодном послевоенном времени трогает сильнее, чем художественные описания. По крайней мере, для меня так.
– Эта часть воспоминаний имеет подзаголовок «С верой в высшую справедливость». Несколько пафосно…
– Мне так не показалось. Читая, ты понимаешь, что только эта вера и помогла не озлобиться, не ожесточиться деревенскому мальчишке, который в силу разных обстоятельств не смог заниматься крестьянским трудом. Главное решение в его жизни, изменившее судьбу, было принято не им, а его матерью…
– Любое чтение для профессионала из библиотечной сферы – не просто для собственного удовольствия. Вы «транслируете» тексты следующим читателям. Есть в этом смысле впечатления, наблюдения?
– В качестве не критики, но пожелания для развития: читателю XXI века нужен электронный формат «Урала». Чтобы подписаться и читать любимый журнал в читалке/ридере/планшете/смартфоне. Как бы это расширило читательскую аудиторию журнала! Мы ждём этого!