Книга-судьба: «НЕИЗВЕСТНЫЙ УРАЛМАШ»
10 июня 2015, 08:53
- Владимир Герцберг, бывший инженер, потомственный уралмашевец:
— Для меня главной книгой жизни стала «НЕИЗВЕСТНЫЙ УРАЛМАШ» (История и судьбы). Авторы Сергей Агеев и Юрий Бриль. Издана она в Екатеринбурге в 2003 году. Этот огромный том и сейчас лежит на моём столе. Часто его перечитываю. На этом заводе я вырос — от рабочего до инженера, начальника отдела труда и зарплаты. В аннотации к книге сказано: «История Уралмаша — это история нашей страны, история человеческой цивилизации, от которой неотделима судьба человека, судьба каждого из нас. История и драматическая, и абсурдно-кровавая, и смешная, совсем не парадная. Без ретуши».
История Уралмаша — это история и моей жизни. Многие мои родные работали на этом заводе и жили в уралмашевском соцгороде, где я живу и сейчас. Ко мне часто обращаются за консультацией, когда речь идёт об истории Уралмаша, так как я знаю многих и меня многие знают. Конечно, я не всё знаю об Уралмаше, он слишком большой. Например, не знал, что известный писатель Борис Васильев («А зори здесь тихие») работал на заводе испытателем боевых машин. Оправдывает меня лишь то, что Васильев был «танкистом», а я — «артиллеристом», работал станочником, токарем-универсалом на заводе № 9, артиллерийском…
Но кое в чём мои знания пригождались. И не раз. Например, написал я в своё время статью про одного из крупнейших специалистов Уралмашзавода Моисея Михайловича Марека. Он был главным конструктором одного из подразделений. На заводе о нём говорили с восхищением — «Человечище!» Так я и назвал свой очерк о Мареке.
Книгу «Неизвестный Уралмаш» дополняет на моём столе другая, также мне дорогая: «На службе Отечеству» (Завод № 9. История и судьбы). Знаменитая «девятка», носившая имя Сталина, была как бы частью Уралмаша, делала артиллерийские системы. И тут, извините за нескромность, не обошлось без вашего покорного. Консультировал я и создателей этой книги.
Я мог бы подробно рассказать об истории озера Шувакиш, поившего весь Уралмаш. Из него воду качали в Белую башню, а уж из башни вода самотёком шла по назначению. Ныне Белая башня — один из символов города. Мог бы рассказать о спеццехах внутри Уралмаша, где делали детали для атомных ТЭЦ. Мог бы рассказать об известных уралмашевцах — Л. Гоноре, В. Панове, Д. Кернере, М. Боринском, А. Бусыгине, М. Рейшере, С. Агееве, М. Петрове, В. Лазареве, Н. Рыжкове — с Николаем Ивановичем мы дружили. Все они и вся история Уралмаша, в том числе и запечатлённая в книге, — действительно моя судьба…