Екатеринбург — область — 23:2

27 мая 2015, 08:18
В этом году сразу несколько спектаклей из афиши «Браво!» были поставлены приглашёнными режиссёрами. Так, над постановкой «Ромео и Джульетта» работал белорус Олег Жюгжда, главный режиссёр Гродненского областного театра кукол. Фото: Евгений Волович

В этом году сразу несколько спектаклей из афиши «Браво!» были поставлены приглашёнными режиссёрами. Так, над постановкой «Ромео и Джульетта» работал белорус Олег Жюгжда, главный режиссёр Гродненского областного театра кукол. Фото: Евгений Волович

Вечером в понедельник, 25 мая, в екатеринбургском Театре юного зрителя были вручены награды областного театрального фестиваля-конкурса «Браво!»-2014. Программа этого года была очень сильной, и приятно, что оценка спектаклей, которую давала «ОГ» в своих публикациях, совпала с мнением экспертов «Браво!».

Два года назад актёры Каменск-Уральского театра драмы не успевали вернуться на свои места в зале, как их вновь вызывали на сцену. Это был поистине их год: они взяли 5 статуэток! В прошлом году аналогичная ситуация с Серовским театром драмы: вокруг их трактовки «Ромео и Джульетты» разразились бурные споры, в том числе и среди читателей «ОГ». Это была одна из самых запоминающихся и смелых работ фестиваля, получившая три награды.

А вот в театрах столицы Урала в это время был… Нет, не спад — скорее, застой. Почти не появлялись работы, которые бы заставили зрителей кричать «Браво!»

И вот нынче всё изменилось: из 25 наград 23 получили театры Екатеринбурга. На этот результат повлиял ряд факторов, не всегда творческих (например, сразу несколько областных театров находятся сейчас в стадии ремонта, вынуждены репетировать на чужих площадках; тут, понятное дело, не до премьер). Но главное — в другом: в театрах Екатеринбурга наконец-то начали активно искать новые формы, что сразу же значительно освежило репертуар. Во время награждения это отметил и директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин: «Думаю, секрет нашего успеха в том, что не побоялись пойти на эксперимент. Я предложил, а труппа меня в этом поддержала».

Риск оказался оправданным — у Театра оперы и балета в этом году четыре награды: две в опере и две — в балете. И «Сатьяграха», и «Цветоделика» — спектакли далеко не местного масштаба (что, кстати, подтвердил и всероссийский конкурс «Золотая маска», где «Цветоделика» получила две статуэтки). И тот, и другой однозначно останутся в театральной истории страны.

Традиционно по итогам фестиваля можно проследить главные тенденции театральных процессов.

В прошедшем сезоне явно обозначилась черта, которую можно назвать «тотальным театром» — у некоторых спектаклей трудно определить жанр. Яркий пример — «Анри» Свердловской музкомедии. Здесь и балет, и пластический театр, и хор, и драматическое искусство… Критики «Браво!» отметили, что для подобных постановок нужно создавать отдельную номинацию — тенденция обозначилась, её нельзя игнорировать. Сюда же можно отнести моноспектакль народной артистки России Светланы Замараевой. Её «Житейское море» — это и монологи, и музыка, и элементы драматического театра. При этом полижанровость (когда она уместна) оставляет очень сильное впечатление у зрителя.

Отдельного внимания заслуживает кукольный театр. Среди трёх спектаклей, признанных лучшими в сезоне, — два кукольных! Такого никогда не было! Обе постановки — уникальные в своём роде.

«Ромео и Джульетта» Екатеринбургского театра кукол — спектакль для взрослых (у него даже возрастное ограничение — 16+). Он ломает стереотип того, что этот жанр может быть интересен только малышам. Это сильная по эмоциональному воздействию работа с хорошо продуманно сценографией. По достоинству оценили её и зрители — спектакль, кроме всего прочего, получил и приз зрительских симпатий «Роза ветров».

Второй спектакль — «Солнечные зайчики» театра кукол «ФиМ» (Екатеринбург) — работа для самой младшей возрастной категории — детей от трёх до пяти лет. Раньше считалось, что в этом возрасте дети ещё не способны воспринимать театр, но в последние годы сначала в Европе, а следом у нас стали появляться спектакли и для них. Надо ли объяснять, какая это трудная задача: спектакль должен быть образным, ярким, при этом доступным, а кукла должна быть такой, чтобы ребёнок захотел пообщаться с ней. И постановка «Солнечные зайчики» полностью этим критериям соответствует. Смело можем подытожить: кукольный театр области очень многогранен.

Кстати, церемония вручения призов «Браво!» следующего года пройдёт на площадке Екатеринбургского кукольного театра.

 Победители фестиваля «Браво!»-2014:

Лауреаты

Драматический театр

  • Лучшая мужская роль: Геннадий Ильин за роль Глостера в спектакле «Король Лир» (Театр драмы «Драма номер три» г. Каменск-Уральский).
  • Лучшая женская роль: Ирина Ермолова за роль Кукушкиной в спектакле «Доходное место» (Свердловский государственный академический театр драмы).
  • Лучший режиссёр-постановщик: Анатолий Праудин, режиссёр спектакля «Похождения бравого солдата Швейка» (Екатеринбургский театр юного зрителя).
  • Лучшая мужская роль второго плана: Виктор Поцелуев за роли Советника, доктора Грюнштайна и Генерала в спектакле «Похождения бравого солдата Швейка» (Екатеринбургский театр юного зрителя).

Музыкальный театр

  • Лучший спектакль: опера «Сатьяграха» (Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета).
  • Лучший хореограф-постановщик: Вячеслав Самодуров, балет «Цветоделика» (Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета).
  • Лучшая мужская роль: Владимир Чеберяк за роль Мохандаса Карамчанда Ганди в опере «Сатьяграха»(Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета).
  • Лучшая мужская роль: Алексей Литвиненко за роль Анри в спектакле «Анри» (Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии).
  • Лучшая женская роль: Елена Воробьёва, балет «Цветоделика» (Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета).

Театр кукол

  • Лучший спектакль в театре кукол: «Ромео и Джульетта» (Екатеринбургский театр кукол).
  • Лучшая работа художника в театре кукол: Юлия Селаври, художник-постановщик спектакля «Ромео и Джульетта» (Екатеринбургский театр кукол).

Лучший спектакль для детей

  • Cпектакль «Солнечные зайчики» (Екатеринбургский театр кукол «ФиМ»).

Специальные дипломы жюри

  • «За глубину актёрского существования»: Сергей Колесов за роль Адриана в спектакле «Ромул и Рем» (Центр современной драматургии).
  • «За сценическое прочтение прозы Андрея Платонова»: Дмитрий Зимин, режиссёр спектакля «Платонов. Две истории» (Молодой театр Свердловского государственного академического театра драмы).
  • «За опыт претворения большой формы на малой сцене»: Екатеринбургский драматический театр «Волхонка» за постановку спектакля «Дни Турбиных».
  • «За неустанный творческий поиск»: Светлана Замараева, автор спектакля «Светлана Замараева. Житейское море» (Екатеринбургский театр юного зрителя).
  • «За фантазию и мастерство в создании кукол»: Елена Лисина, художник-постановщик спектакля «Алёнушкины сказки» (Новоуральский театр кукол «Сказ»).
  • Специальный диплом жюри: Евгений Кармазин, композитор, за создание оперы «Белые ночи» (Екатеринбургский театр современной оперы).

Специальные номинации жюри

  • «Надежда «Браво!»: Татьяна Потеряева, студентка IV курса Екатеринбургского государственного театрального института специализации «Артист театра драмы и кино», за роль Альдонсы в спектакле «Дульсинея Тобосская» (художественный руководитель курса — Андрей Неустроев).
  • «За художественную целостность полижанрового спектакля»: спектакль «Анри» (Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии).
  • «За верность избранной теме»: хореограф Сергей Смирнов, автор спектакля «Грамматика одного движения» (Эксцентрик-балет Сергея Смирнова Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии).
  • «За плодотворный тандем режиссуры и хореографии»: спектакль «Мера тел» (Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы»).

Призы зрительских симпатий

Спектакль «Ромео и Джульетта» (Екатеринбургский театр кукол).

По итогам открытого зрительского online-голосования победил спектакль «Грамматика одного движения», набравший 2 621 голос (Эксцентрик-балет Сергея Смирнова Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии).