«Ровно в 10 часов поезд твой уходил из Свердловска…»
8 мая 2015, 08:49
Фото: Алексей Кунилов
Начиная этот проект, нам было трудно предположить, что 70 стихов обернутся историями, пробирающими до мурашек, до слёз, письмами (321 - это только «бумажные»! Сколько ещё электронных…), в которых отклики, воспоминания наших читателей. Достойным завершением проекта стала акция, которую «Областная газета» провела вместе со Свердловской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов.
С железнодорожного вокзала, начиная с первых дней войны, уходили на фронт эшелоны с солдатами. На войну провожали песнями и стихами. Сколько здесь было слёз, сколько слов любви, сколько последних в жизни поцелуев. «Областная газета» решила напомнить, как это было. Стихи из рубрики «70 стихов свердловских поэтов о войне» мы читали в зале ожидания.
И так, как они звучали здесь среди шума пассажиров, объявлений, среди вокзальной суеты — так они не смогли бы прозвучать ни в одном концертном зале. В этой атмосфере, в этих стенах, они вдруг приобрели какую-то особую силу, новое звучание.
Тем более в окружении сразу двух выставок, которые открылись на вокзале в этот же день. Выставка фотографий корреспондентов ТАСС «Встречи и расставания», посвящённая вокзалу в годы войны, и экспозиция «Лес Победы», которую подготовили сотрудники вокзала. Начальник Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Мифтахов Анатолий Юсупович, приветствуя всех пассажиров, заметил, что вокзалы — это стальные нервы страны.
Когда стихи читала народная артистка России Светлана Замараева, на вокзале вдруг стало непривычно тихо. Прервали разговоры и остановились пассажиры, случайно проходившие мимо, оставили свои дела сотрудники вокзала, даже очереди в билетных кассах вдруг перестали двигаться. Все слушали... Фото: Алексей Кунилов.
Организаторы выставок представили пассажирам снимки, журналисты «ОГ» — словно озвучили те события. И в итоге получилась цельная картина. Читать стихи мы пригласили поэтов и артистов — военная лирика звучала в исполнении народной артистки России, обладательницы «Золотой маски» Светланы Замараевой, консультанта отдела профессионального искусства, художественного образования, творческих проектов министерства культуры Свердловской области Елизаветы Нестеровской, свердловской поэтессы Еганы Джаббаровой, главного специалиста Свердловского музыкального колледжа Ильи Будкевича. Свои стихи, опубликованные в рубрике «70 стихов…», прочёл поэт, прозаик, член Высшего творческого совета Союза писателей России Владимир Блинов. Также строки поэтов-фронтовиков звучали в исполнении журналистов «Областной газеты».
Мы начали нашу литературную часть со строк Елены Хоринской: «Ровно в десять часов поезд твой уходил из Свердловска/ Горечь губ. И последнее слово «пиши»… А закончили — словами тагильского фронтовика Михаила Созинова: «Стою на станции знакомой/ Оторопел: ой, как мала!». Это уже о возвращении с фронта…
Нашими слушателями стали пассажиры вокзала. Потом, по завершении акции, нас долго не отпускали — рассказывали, как бережно вырезали из газеты все семьдесят стихотворений (некоторые даже взяли их с собой!). Пассажирка Валентина Николаевна рассказала: «Я пришла на вокзал купить билет. Пришла, и слышу стихи… Остановилась. Присела. Вытирала слёзы почти после каждого стихотворения. Я только сейчас, разговаривая с вами, вспомнила, что билет-то я так и не купила…»
Прямая речь
- Маргарита Валентиновна Пономарёва, г. Новоуральск (специально приехала в Екатеринбург, чтобы поучаствовать в нашей акции):
- — В 1941 году мне было шесть лет. Но я всё очень хорошо помню, будто это было вчера… Наш дом стоял на месте нынешней гостиницы («Маринс парк отель», ранее — гостиница «Свердловск»). Все дома по этой улице, вплоть до нашего, снесли в первые дни войны — нужно было проложить железнодорожные пути до завода имени Свердлова, который стал военным. С этого вокзала я провожала друзей брата. Мой брат был инвалидом, он не ходил. Но был душой компании, и весь его класс собирался у нас. Я росла на коленках у мальчишек — однокашников брата. В 1941 году они закончили 11 класс. На следующий день после выпускного вечера они подали заявления и ушли на фронт — все, кроме моего брата и, вроде бы, ещё одного мальчика… Мы провожали каждого. Здесь, на вокзале, было много музыки, стихов, песен. Тогда ещё мало кто понимал, что все уходят на смерть. А в 1943 году я провожала на фронт отца. Тогда уже оркестр не играл, да и песен было куда меньше. Потому что уходили эшелоны на фронт, а на соседние пути прибывали эшелоны с ранеными, и их было куда больше. Какие там песни…