Книга-судьба: «Малахитовая шкатулка»

30 апреля 2015, 11:47
Первое издание включало 14 сказов. Всего их — 56 .

Первое издание включало 14 сказов. Всего их — 56 .

Эмилия Фильберт, пенсионерка, в прошлом — воспитатель, г. Екатеринбург:

– Первое, подарочное, издание «Малахитовой шкатулки» стало моим ещё в раннем детстве. Вышла книга в 1939 году, мне шёл четвёртый год, я ещё не умела читать, но сразу полюбила сборник сказов деда Слышко за красоту обложки и рисунки (художник А. А. Кудрин). А ещё – за тайну. Мы с мамой всегда сперва рассматривали иллюстрации, пытаясь угадать, какой человек, плохой или хороший, изображён на рисунке, а после читали сказ. И так случилось, что с этой книгой я подружилась навсегда.

После университета работала воспитателем в школе-интернате и для внеклассных занятий выбрала «Малахитовую шкатулку». На первое знакомство с творчеством Бажова я принесла пять своих личных книг, в том числе и то, самое первое издание – 1939 года, а ещё другое – современное, с иллюстрациями Виталия Воловича, мой собственный приз, полученный однажды в Неделю детской книги.

Знакомство с творчеством Бажова начали со сказа «Кошачьи уши». На автобусе повторили путь Птахи-Дуняхи из Полевского в Сысерть. Помните – который она прошла пешком, ночью, искусно минуя полицейские заслоны? И в этом ей помогала «тайная сила» – кошачьи уши… Некоторые занятия «по Бажову» проходили при свечах, ведь у Данилы-мастера так было устроено его рабочее место. В воскресные дни часто совершали экскурсии. Прежде всего побывали на улице Чапаева в Свердловске, в доме, где жил Бажов с семьёй.

Годы работы с детьми над бажовскими сказами совпали с моими занятиями в кружке «Поэзия» клуба им. Свердлова, которым руководили известные поэты, супруги Рина Левинзон и Александр Воловик. Отношения в группе были тёплые, дружеские. Все знали, кто чем живёт. Однажды я рассказала о своей работе с детьми, и кто-то из кружковцев предложил расписать одну из комнат в интернате по бажовской тематике. Я получила согласие директора Шаламова Михаила Фёдоровича, и ночью, после занятия в нашем поэтическом клубе, мы приехали в интернат и, пока дети спали, осуществили идею. Всё сделали бесплатно, только краски для работы нам дал директор интерната. и не один выпуск детей потом любовался этой бажовской комнатой…

Много чего ещё у нас было «по Бажову»: разыгрывали сценки из «Голубой змейки», разгадывали кроссворды на темы сказов… Главное внимание всегда обращала на нравственную сторону бажовских сказов. Каждый положительный герой – труженик. А вот лентяев, жадных, трусливых «тайная сила» писателя не выносит.

С тех давних пор и по сегодня убеждена: Бажов – увлекательное и полезное детское чтение. Да и не только детское…