Книга-судьба: «Мастер и Маргарита»
3 марта 2015, 15:00
Первая публикация романа была в журнале «Москва», № 11, 1966 г.
Наталья Паэгле, член Союза журналистов России:
– Встреча с книгой, которая стала настольной на всю оставшуюся жизнь, оказалась неожиданной, совершенно невероятной. В начале 1980-х на журфаке, во время лекции по советской литературе, преподаватель вскользь назвал роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», заметив при этом, что книгу можно найти в читальном зале университетской библиотеки. Роман оказался в единственном экземпляре, полный самиздат – отпечатанные на машинке листы были переплетены самым примитивным образом. Моя очередь подошла к воскресенью. За окном стоял на редкость жаркий весенний день. Я взяла в руки самиздатовскую книжку с открытием библиотеки. Перевернула первые затёртые страницы, и больше вокруг меня ничего не существовало. «… Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушёл в бездну, ушёл безвозвратно, прощённый в ночь на воскресенье сын короля-звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат», – одновременно с этими прочитанными мною строками за окном раздался страшный раскат грома. Библиотекарь бросилась закрывать приоткрытое окно и радовалась первой весенней грозе. «Библиотека закрывается. Вам пора», – обратилась она ко мне. Оставалось несколько страниц эпилога, я их проглотила и вышла на улицу. Честно говоря, я не понимала: почему улицы, дома и скверы выглядят по-прежнему? Почему так обыденно звенят по рельсам трамваи и тормозят у светофора автомобили? Разве всё, что меня окружает, не должно быть устроено теперь иначе?.. И то, что всё осталось прежним, когда моё мировоззрение так изменилось, тоже было для меня потрясением.
С этого дня я испытывала потребность в этой книге. Достать её тогда было невозможно. Впервые свой личный том «Мастера и Маргариты» я держала в руках в 1988 году. Бюджетное издание алмаатинского издательства «Жалын» по-настоящему меня осчастливило! Оно совпало с моим открытием Булгакова и его бессмертного произведения. Я люблю язык Булгакова, его тонкую сатиру, фразы, ставшие крылатыми. Мне близка идея романа, выраженная в главной: «Рукописи не горят», его философия, опровергающая общепринятое представление о бытии и сознании, предлагающая задуматься о том, что мир устроен иначе, чем мы себе представляем. И абсолютно верная мысль о том, что все лучшие мировые произведения созданы вдохновением и любовью, что каждого мастера вдохновляет его Маргарита.
Самой невероятной ситуацией в моей жизни был эпизод, когда я однажды говорила со священником об устройстве мира. Он не стал со мной дискутировать о возможном и невозможном. Он спросил: «Вы читали роман «Мастер и Маргарита»? И на моё утверждение добавил: «Больше того, что там сказано, мне добавить нечего».