Книга-судьба: «Оперный словарь»
17 февраля 2015, 13:19
Виктор Попов, кандидат педагогических наук, создатель филармонических авторских программ «Мой остров — гитара»:
— Скорее всего, судьбоносными стали не одна, а несколько книг моего преподавателя в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии доктора искусствоведения Абрама Акимовича Гозенпуда. И прежде всего это его семитомник «История русского оперного искусства» и «Оперный словарь».
Он был руководителем моего диплома, поэтому я бывал у него дома. В самой большой комнате стояли стеллажи с книгами. Но не так, как обычно в квартирах. Cтеллажи стояли по стенам и посреди комнаты с небольшими проходами между ними, как в библиотеке. Когда видишь такое количество книг в обычной квартире — обалдеваешь! Увидев меня обалдевшим, Гозенпуд сказал: «Это у меня уже вторая библиотека, первая погибла в Киеве, в войну».
Человек энциклопедических знаний, он очень помог мне с дипломом. Были некоторые сложности с темой: «Модест Ильич Чайковский — драматург и театральный критик». Мне говорили: ну про Петра Чайковского — ещё куда ни шло. А то, фи, младший брат Модест… Что он из себя представляет? Вы напишите диплом, например, на такую актуальную (?) тему: «Образ Владимира Ильича Ленина в театрах Свердловской области». Я отказался. Мне не стали утверждать тему. Я стоял на своём. Потому что «делал тему» («Модест Чайковский») сначала на уровне контрольной работы, потом курсовой и настаивал на дальнейшем исследовании. Тем более что был «накопан» внушительный материал с использованием архивов Музея П.И.Чайковского в Клину, Ленинградского архива газет конца XIX — начала XX веков, Ленинградской Театральной библиотеки и Библиотеки Академии наук, материалов ЦГАЛИ и Музея музыкальной культуры им. Глинки… Студентом я сделал несколько открытий по творчеству Модеста Чайковского. Сейчас, думаю, мог бы осилить и диссертацию. Личность незаурядная, Модест Чайковский, увы, попал в тень своего гениального брата…
Так вот, поддержал меня с дипломом именно Абрам Акимович Гозенпуд. Ознакомившись с моими исследованиями, он сказал: «По теме вашего диплома никто не знает больше вас!». Кафедра сдалась, мою тему утвердили.
Семитомник Гозенпуда по истории русского оперного искусства в моей домашней библиотеке не сохранился — я подарил его моей бывшей ученице, студентке консерватории, а «Оперный словарь» жив-здоров.