Книга-судьба: Степан Щипачёв «О Родине думаю»

14 февраля 2015, 08:00

Антонина ХЛЫСТИКОВА, директор Литературного музея Степана Щипачёва (г. Богданович):

— Сентябрь 1984 года. Я начала работать в Богдановиче школьным библиотекарем. Готовясь к учебному году, обдумывая планы, я открыла ящик стола, в котором моя предшественница оставила мне «особые книги» — книги с автографами уральских поэтов и писателей. Перебирая их, увидела распечатанный конверт, с вложенным в него сборником стихов Степана Щипачёва «О Родине думаю». На титульном листе — автограф поэта:«Моим землякам — Ст. Щипачёв. Сентябрь, 1974 г.». Ровно десять лет книга словно ждала меня! Почерк неровный: книгу подписал уже немолодой человек. Подумалось: а получил ли он ответ на своё послание? Книга явно никем не читанная. Но поэт написал: «Моим землякам» — это и мне, наверное?

С пионерских лет помнила стихи Щипачёва о красном галстуке, о памятнике Ленину, но другие строки поэта, к сожалению, не были тогда в круге моего чтения. И как ударило: я живу в городе, который поэт называет своей Родиной. Непрофессионально мне, библиотекарю, не знать поэта. Отправилась к книжным полкам, достала книги Степана Щипачёва, среди них автобиографическую повесть поэта «Берёзовый сок», стала листать подшивки журналов и газет, открыла Большую советскую энциклопедию.

Поначалу было интересно узнать, каким человеком он был. Потом открылись стихи. Очень полюбила его «Прощание с зимой», «На ней простая блузка в клетку», «Новгороду», «В звёздную ночь»…

А в 1987 году, побывав с учениками в Москве у вдовы поэта Валентины Николаевны, мы на обратном пути «заехали к другому поэту» — в пушкинское Михайловское. Встретились с Семёном Степановичем Гейченко, он нас чаем напоил. И тогда от наивности, наверное, я дерзнула сказать: «Мы тоже хотим создать Литературный музей — Щипачёва». «Знаете, какое это трудное дело», — посетовал Гейченко, однако на память удивительно подписал нам свою книгу:«Литературному музею Щипачёва».

До создания на Урале музея Щипачёва тогда было ещё семь лет!

Сейчас наш музей известен не только в России, а прошедшей осенью миновало 30 лет с того благословенного дня, когда я открыла сборник стихов Степана Щипачёва.