Книга-судьба: «Рождённые бурей»
11 февраля 2015, 13:13
Сегодня «ОГ» открывает новую рубрику — «Книга-судьба». Каждый раз это будет монолог нашего земляка о книге, которая повлияла на его личную или профессиональную судьбу, создала (или изменила) его представления о мире.
Александр Кердан, координатор Ассоциации писателей Урала, поэт, прозаик, полковник запаса:
— Книгой-судьбой стала для меня «Рождённые бурей» Николая Островского. Да, писателя-коммуниста, но не в этом суть. В нашей домашней библиотеке, которая была, конечно, более скудной, чем моя сегодняшняя, писательская, «Рождённые бурей» почитались (и читались) как реликвия, ведь эту книгу моей маме подарила мать Николая Островского Ольга Осиповна. После нескольких лет переписки. Началось все достаточно драматически. Дед как враг народа был сослан за Урал. По дороге мама, будучи тогда ребёнком, простыла и тяжело заболела. Ссыльных лечить отказывались. Местная учительница рискнула посоветовать: «Напишите Островскому».
Написали в Москву без всякого адреса, почти как «на деревню дедушке». Сначала из Тобольского райкома партии пришло распоряжение: «Лечить», а следом — письмо от Ольги Осиповны. Да не одно. Переписка действительно продолжалась несколько лет (письма и сейчас у меня хранятся). А спустя какое-то время — книга. С дарственной надписью.
Прочёл я «Рождённые бурей» уже в отроческом возрасте. Сюжет воспринял как исторический, не более (скорее, сегодняшние события на Украине актуализировали пафос тех дней). Судьбоносным же оказалось другое — я впервые осознал: писатели (и их окружение) — не небожители, а живые люди, способные реально помочь другому в жизни. Ведь получается: мать писателя Николая Островского спасла мать будущего писателя Кердана.
В смысле профессии «наставили на путь» две другие книги — «Это было под Ровно» Медведева (благодаря ей я выбрал профессию защитника Родины) и «Могила Таме-Тунга» Нефедьева (всё написанное мною о Русской Америке корнями — из этого приключенческого повествования).
Но сориентировала в жизни книга Островского.