История в прайм-тайм
3 декабря 2014, 08:55
Ещё совсем недавно полстраны сходило с ума по историческому телесериалу «Великолепный век», где на протяжении 139 серий зрителей погружали в эпоху правления Сулеймана Великолепного и его русской наложницы Александры, ставшей легендарной султаншей Хюррем. Сказать, что огромная часть наших женщин, да и, что скрывать, мужчин каждый день следили за интригами в гареме падишаха и борьбой наследников за трон — ничего не сказать. Турки теперь водят экскурсии по съёмочным павильонам, а ювелиры только успевают делать украшения точь-в-точь как у османских красавиц. Откуда такая популярность?
Возможно, это желание заглянуть в повседневную жизнь правителей, о которой не прочитаешь в учебниках, или же ностальгия наших людей по бесконечным популярным в 90-е телевизионным сериалам, а быть может, у нас действительно просыпается интерес ко всему, что связано с историей?
Вопрос более чем актуальный, особенно если считать, что российскому зрителю подряд представят сразу два сериала о Екатерине II. Так, на прошлой неделе телеканал «Россия» в самый прайм-тайм показал многосерийный фильм «Екатерина», где главную роль сыграла Марина Александрова. Критики уже захлебываются в замечаниях: мол, как можно было так сильно исковеркать историю! Ведь и граф Орлов был не статным юношей, а всего лишь маленьким ребёнком, когда немецкая принцесса Софья пересекла границу России, и никакого письменного завещания императрица Елизавета в пользу своего фаворита Разумовского не писала… А кто сказал, что сценаристы-создатели художественного сериала должны с точностью следовать истории? Да и есть ли среди правителей нашей страны разных времён фигура, столь опутанная легендами и мифами, как Екатерина Вторая?
Но при этом критики пока не высказались по другому, на мой взгляд, более интересному факту. Сразу несколько сцен сериала как две капли воды похожи на двухсерийный фильм «Молодая Екатерина», который в 1990 году сняли британцы. Это версия режиссёра Майкла Андерсона с Джулией Ормонд в главной роли. Чтобы не быть голословной, приведу пример (внимательный зритель оценит): совершенно совпадают сцены разоблачения Иоганны — матери принцессы Софьи, когда Елизавета обвиняет немку в шпионаже. Далее следует эпизод первой встречи Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны после того, как наследник переболел оспой, — удивительно, но даже композиция кадра одинакова. Конечно, если оригинал действительно хорош, то всегда есть соблазн сделать повтор. Но ирония в том, что 24 года назад немалое число отечественных историков обвинило создателей «Молодой Екатерины» в «полном историческим несоответствии событий на экране действительности», но тогда, перечисляя неточности и выдумки, разводили руками: вроде как на Западе снимали — что с них взять… А теперь уже наши за основу взяли те же факты, прибавив лишь несколько сюжетных линий.
И споры не утихнут ещё долго, но вчера я случайно услышала, как в маршрутке женщины бурно обсуждали, «чей же всё-таки сын государыни Павел»… А значит, речь уже не о сказках про высокие рейтинги, а, безусловно, о народной популярности. Остаётся ждать, чем в начале следующего года ответит сериал «Екатерина Великая» Игоря Зайцева, но уже на Первом канале.