Тимофей Радя рассказал "ОГ", почему он закрывает лицо и работает по ночам
30 мая 2014, 08:26
Одна из самых известных работ Ради — абажуры на проспекте Ленина в Екатеринбурге. Добавило славы этой работе требование городских властей демонтировать конструкции. Абажуры сняли, но через некоторое время по просьбе горожан их вернули... Фото: t-radya.com
Ему 27 лет. Большинство горожан не знает его в лицо, хотя часто видит его работы, которые рождаются и умирают на улицах города, но остаются жить в памяти. Знакомьтесь: сегодняшний гость «ОГ» уличный художник Тимофей РАДЯ.
Многие воспринимают его чуть ли не как мифическую личность. Нет, он совершенно реальный. Его мама известный музыковед, кандидат философских наук. Дедушка инженер-металлург, кандидат технических наук. Сам он выпускник философского факультета УрФУ (тогда ещё УрГУ). Он не любит публичности, мало говорит о себе («давайте лучше о моих работах...»), не стремится стать популярным. Лето для него пора творческая: снег не мешает, крыши не скользкие...
Летом есть немало плюсов для работы. Но ночи короче. В принципе, я люблю все времена года. Как говорит мой друг: «Я ничего не боюсь и мне всё нравится».
Совсем ничего не боитесь? Вы творите в основном ночью. Никогда не возникало опасных ситуаций?
Что такое опасность? Её можно встретить и днём. Бывает, подходят случайные прохожие, спрашивают, что я делаю. Я всегда объясняю. Иногда это кого-то не устраивает, но это уже не моё дело. Если подходят сотрудники правоохранительных органов, тоже вежливо всё рассказываю. Обычно моих объяснений хватает. Но в Октябрьском РУВД где-то должна быть моя фотография на фоне линейки. Насчёт страха... не страшно делать то, что умеешь. У любого здорового человека есть страх высоты, но можно научиться работать с ним, это такой же навык, как читать и писать.
Вы всегда лицо закрываете...
Не всегда. Только на фотографиях.
Тимофей Радя. Фото vk.com
Зачем? Неудобно, когда узнают? Не хотите лишней известности?
Мне достаточно того, что знают мои работы. Это обычная для уличного искусства практика оставаться в тени. Внешность человека даёт ассоциации, стереотипы, культурные коды. Это всё лишнее есть я, а есть моё искусство. Аналогию такую проведу можно слушать радио, а можно смотреть эфир на видео. Так вот, я выбираю радио, когда важен только голос. И текст. Вообще, в моей популярности приятного мало, это скорее такая обязанность, которую нужно нести, или маска, которая может прирасти к лицу. В общем, какая-то нездоровая ситуация, ненужная для творчества. На улицах меня никто не узнаёт я же в жизни лицо не закрываю.
Вы учились на философском факультете. Почему именно он?
На философском учатся самые красивые девочки (ещё чего, самые красивые на журфаке. Прим. ред.), кроме того, там прекрасные преподаватели, которые нам многое объяснили. Нас на-учили работать с текстами, и в своей работе я постоянно обращаюсь к этим знаниям. Учился я не особо старательно, читал не всё. Зато внимательно. Думаю, для меня уличное искусство это особый жанр литературы. Часто грань между литературой и философией стирается, исчезает, как фигура на горизонте.
Кстати, про красивых девушек. У вас в соцсетях написано, что вы женаты... Это чтобы от поклонниц отбиваться?
В соцсетях вообще многое пишут. И многое неправда. Давайте дальше...
Порой за одну ночь вы создаёте довольно масштабные проекты. Как всё успеваете? Точнее кто помогает?
Ночь длится очень долго, если не спать. Можно успеть всё, что угодно. Ночью происходит всё самое интересное. Ясное дело, в одиночку я бы не справился. Моя команда мои лучшие друзья. Чаще всего я задаю изначальное направление, и мы вместе развиваем идею. Технические аспекты мы всегда обсуждаем вместе, часто просим о помощи профессионалов из необходимых сфер. Это как раз тот случай, где известность полезна, часто оказывается, что людям интересно то, что мы делаем.
Как вообще создаётся уличная инсталляция?
Примерно так же, как любое другое явление культуры. Есть чувство, которое постепенно нарастает, и вот от него уже некуда деться. Тогда каждый использует свой язык: будь то уличное искусство, театр, танец, скульптура: что угодно. Воспринимается произведение так же сначала чувство, потом мысль. Вот конкретнее, если хотите. Мой проект «Вера/Ложь» (эти слова гигантскими буквами были написаны на одном из домов на улице Луначарского) появился так. Практически у меня во дворе было совершено убийство. Пистолет с глушителем, все дела. Я тогда у себя на сайте написал: «Убийство, убили, это такие привычные слова, мы часто их говорим. Но мало кто видел, как убивают. Я тоже не видел, но был рядом, мог бы посмотреть в окно немного раньше. Но мне хватило. Я вышел на улицу и попал как будто под воду. Вокруг много людей. Кто-то дорогу переходит, кто-то по телефону разговаривает, а кто-то убивает. Рядом». Я тогда подумал, как один человек может верить и убивать?
Делаете ли работы на заказ, или на заказ это уже не искусство?
Нет, не делаю, вообще вопрос «что такое искусство» меня мало интересует. Но я точно знаю, что делать работы на заказ скучно.
Откуда берутся средства на проекты? Это ведь все краска, техника, снаряжение недёшево.
Было бы ошибкой думать, что дело в деньгах. Дело в вещах, которые за деньги не купишь, например, стóящие идеи, редкие слова. Краска найдётся. А вообще, я веду скромный образ жизни, кроме того, мне помогают люди, часто незнакомые. У меня на сайте есть раздел «Поддержка». Вот на днях меня поддержала ирландка, она живёт в небольшой деревне у озера, я понятия не имею, откуда она узнала обо всём этом. Ну а ещё читаю лекции, продаю постеры с фотографиями работ. Так и живём.
Ваши произведения искусства живут недолго. Тяжело ли осознавать, что вскоре работа умрёт?
Нет, мне кажется, эта тяжесть следствие иллюзии, что существуют вечные вещи. Я таких иллюзий не питаю, вечных вещей нет. Даже звёзды рождаются и умирают. Значит, нет трагедии, жизнь каждой работы имеет начало и конец. Иногда это всего один день.