Свердловские театры «совершают набеги» на областные ДК
11 апреля 2014, 00:17
Спектакль «Сказка» театра «Провинциальные танцы» предъявляет к сцене особые требования. Фото Анны Яковлевой.
В Свердловской области действует 32 профессиональных театра. Лидер по количеству, конечно, Екатеринбург, за ним Нижний Тагил и Новоуральск. У жителей остальных городов выбор невелик ждать премьеры в единственном местном театре (если таковой имеется), ехать в областной центр или надеяться на гастролёров. Последнее маловероятно: за прошлый год всего пять коллективов вывозили спектакли в область. Почему же подобные гастроли сейчас столь непопулярная затея?
Грант на бензин
Первое, с чем сталкиваются театры, планирующие показы за пределами родной сцены, где взять деньги? В основном ездят за счёт грантов. Получают их единицы.
В прошлом году благодаря гранту губернатора мы смогли вывезти спектакли в Заречный, Каменск-Уральский и Серов, говорит директор Екатеринбургского театра кукол Пётр Стражников. Мы всегда рады играть там, где нет театров. Но у нас из ста процентов субсидий 93 уходит на заработную плату и налоги, и лишь семь оставшихся на оплату коммунальных и постановочных расходов. В таких условиях выезжать только на свои средства слишком затратно...
Больше всего денег расходуется на транспорт и проживание. Далее по списку аренда площадок, суточные артистам и реклама чем меньше приезжий театр знаком местному зрителю, тем больше затрат именно на неё.
«Наши спектакли хорошо продаются в Екатеринбурге», говорят в Каменск-Уральской «Драме номер три». По словам руководителя отдела по связям с общественностью театра Владимира Скрябина, о них знают и зрители, и администраторы:
В Свердловской музкомедии нам и вовсе говорят: везите любой спектакль мы продадим. В других городах уже нет такой уверенности, что мы соберём достаточно денег. Впрочем, если поездка длится больше дня, мы в любом случае сработаем в ноль.
Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку...
Ещё одна проблема исключительно техническая. Далеко не каждый спектакль можно сыграть на любой сцене. Например, постановкам Свердловской музкомедии будет тесно на большинстве площадок области. Представьте «Екатерину Великую» в каком-нибудь сельском Доме культуры... Поэтому свои спектакли (но далеко не все!) они вывозят лишь в города, где есть большие площадки например, в тот же Каменск-Уральский.
Похожая история с «Провинциальными танцами». Правда, и они нашли выход постановки «Провинциалов» прекрасно принимает Ново-уральский театр драмы, музыки и комедии.
Скоро мы впервые повезём в Новоуральск «Сказку», говорит директор театра Светлана Петракова. Это невероятно сложный технически спектакль. Благо, местная сцена позволяет это сделать: у нас двенадцать танцоров в два раза больше, чем принято в современном танце. Плюс в Новоуральске хороший звук, а одна из особенностей «Сказки» живой оркестр и необычная работа с голосом.
Актрисы Театра кукол Татьяна Жвакина и Александра Шолик к неудобству гастрольных автобусов привыкли относиться с юмором. Фото соцсети
Больше всего по области гастролирует Серовский театр драмы. Только в прошлом году актёры успели побывать в Североуральске, Карпинске, Краснотурьинске, Волчанске, Качканаре, Лесном, Нижнем Тагиле, Верхотурье, Новой Ляле, Лобве... Секрет мобильности прост несмотря на солидный возраст (72 театральных сезона), у коллектива... нет собственной сцены.
Большинство постановок у нас приспособлено под разные площадки, по-другому нам просто не выжить, поясняет директор Серовского театра драмы Наталья Мозжакова. Мы стараемся вывозить полноценные спектакли, со всеми декорациями и костюмами, даже если это сложно из-за веса, больших затрат на перевозку и времени монтажа.
Гораздо чаще у театров весьма ограниченное число спектаклей-гастролёров. И дело здесь не только в декорациях, которые для выездного варианта можно сделать трансформирующимися или более лёгкими, чем для домашнего. Везде разные сцены, машинерия, свет.
Терять качество не хочется никому, говорят в «Драме номер три». Если мы едем в какой-то небольшой город, то берём с собой свой свет. Бывает, что не помещаются какие-то декорации. Новая площадка это всегда сложности.
Цена не важна. Главное аншлаг
Кстати, о площадках. Не стоит думать, что приезжих артистов в маленьких городах ждут с распростёртыми объятиями. Чаще как раз наоборот. Во-первых, площадки просто-напросто заняты отчётными концертами детских коллективов и мероприятиями по целевым муниципальным программам: профилактики правонарушений, борьбы с наркоманией, воспитания толерантности... Во-вторых, администраторы боятся не продать зал. Это вопрос и денег, и ответственности: когда какой-то неизвестный коллектив хочет приехать в первый раз, его берут неохотно.
Собрать полный зал на выездном спектакле удаётся не всегда, поясняет Наталья Мозжакова. Летом в театре зрителей всегда меньше, зимой болеют дети, а если театр не был в городе полгода его уже забыли, и требуется больше сил на рекламу. Всегда хорошо идут комедии но бесконечно ставить пьесы Рэя Куни тоже невозможно!
Устанавливать цены на билеты особое искусство. Тут театры предпочитают прислушиваться к площадкам и заранее узнавать, сколько зритель готов отдать за билет. Поэтому цены на один и тот же спектакль в Екатеринбурге и области, скорее всего, будут существенно отличаться.
Конечно, мы мечтаем о том, чтобы зарабатывать деньги, но благодаря грантовой поддержке это не становится главной целью поездки, говорит директор «Провинциальных танцев». Мы хотим, чтобы с нами познакомился зритель. Я искренне считаю, что «Провинциалы» очень крутой и актуальный театр. И то, что нас лучше знают в Москве и в Европе, чем в области, не очень-то хорошо. Конечно, мы едем на определённых финансовых условиях, но говорим театрам: скажите, сколько должен стоить билет мы прислушаемся. Для нас главное, чтобы был аншлаг и зритель ждал нас в следующий раз.