Электростанция «Луч» украсила "Красную линию"

12 марта 2014, 23:50
На фоне электростанции. Здесь хорошо виден фасад, который сохранился почти неизменным. Фото сайта 1723.ru

На фоне электростанции. Здесь хорошо виден фасад, который сохранился почти неизменным. Фото сайта 1723.ru

Наша сегодняшняя остановка — здание городской электростанции «Луч» (бывшая Центральная электростанция). Это памятник не только исторический, но и архитектурный — изящное кирпичное здание выжило во многом благодаря своей красоте...

Досье «ОГ»

Прежние названия: Центральная городская электростанция, Электростанция «Луч»

Сейчас здесь: Энергохозяйство трамвайно-троллейбусного управления

Архитектор: Чирковский А.С.

Дата постройки: 1894 год

Адрес: ул. Горького, 43

История электрификации Екатеринбурга началась в 1885 году, когда в доме на улице Златоустовской, 5 (ныне улица Розы Люксембург) открылась первая контора «Товарищество П.Н.Яблочков и К° электрического освещения в России». Впрочем, эта глава в истории городского электричества была очень короткой. Контора просуществовала всего два года и единственное, чем запомнилась горожанам, так это световыми спецэффектами в городском кинотеатре (мы вскользь упоминали этот факт в 20-й серии нашего проекта, посвящённой первому городскому театру — нынешнему «Колизею»). Екатеринбург вновь остался с керосиновыми фонарями...

В 1891 году электрическое освещение появляется на Верх-Исетском заводе. Чуть позже, в 1894 году, на 2-й Береговой улице (ныне — Горького), как раз напротив дома Екатерины Дмитриевны Скрябиной (о котором мы рассказывали в 27-й серии нашего проекта), наконец возникает Центральная городская электростанция. На Главном и Покровском проспектах появились первые в Екатеринбурге провода...

Газета «Екатеринбургская неделя» писала: «В первый раз с начала существования нашего города гражданам его удалось любоваться небывалой здесь электрической иллюминацией».

Главное здание Центральной выстроено по проекту архитектора Чирковского. В комплекс входило само здание, двухэтажный флигель и восьмигранная труба на каменном постаменте.

До революции единственная крупная электростанция считалась городской достопримечательностью. Её даже размещали на открытках. Фото сайта 1723.ru

До революции в городе действовало ещё несколько электростанций, но все они были небольшими и принадлежали конкретным предприятиям. Настоящая электрификация города и всего Урала началась лишь при Советской власти. В 1922-м, в пятую годовщину Октября, Центральная электростанция получила наименование «Луч».

Уже тогда было ясно, что одного «Луча» городу сильно не хватает: мощность 910 киловатт даже по тем временам была смехотворной (для сравнения: в 1923 году была заложена электростанция на Большом Конном полуострове. Мощность её первой очереди составила 7 тысяч киловатт, а позднее она возросла до 11 тысяч). Новые электростанции росли, как грибы после дождя, и провода уже никого не удивляли.... Постепенно «Луч» совсем перестал функционировать, станцию закрыли как неэффективную.

Что же сохранило небольшое здание одной из первых электростанций в городе? На его историческую значимость в тридцатые годы внимания никто не обращал, и его вполне могли снести — толку-то никакого... Но архитекторы, проектируя станцию, позаботились не только о функциональности, но и о красоте. Здание выдержано в популярном в те годы «кирпичном стиле» с элементами модерна. Особенно интересен северный фасад: кирпич здесь украшен декоративными штукатурными элементами. Кстати, здание построено в одном архитектурном стиле с другими домами на 2-й Береговой. Некоторые, в том числе и здание электростанции, сохранились в почти неизменном виде — даже труба, по которой его легче всего отличить от соседних зданий, на месте.

Сейчас здание занимает энергохозяйство трамвайно-троллейбусного управления. И знаете — чувствуется в этом какая-то преемственность...