Балету Екатеринбурга – 100 лет!
20 февраля 2014, 21:00
Балетная труппа. 1922 год. Фото из архива театра
Своё 100-летие екатеринбургский балет отметил спектаклем «Лебединое озеро». О том, с чем коллектив подошёл к своему юбилею, мы поговорили с управляющей балетной труппой Екатеринбургского театра оперы и балета Надеждой Малыгиной.
— Надежда Анатольевна, как всё начиналось?
— Первый балетный спектакль «Волшебная флейта» Ричарда Дриго состоялся 20 февраля 1914 года. Он вышел на два года позже, чем первая опера, и в нём было занято только восемь человек. Кстати, ситуация, когда театр оперы и балета начинает свою деятельность с оперы — традиционная. Так и у нас, балет поначалу, что называется, обслуживал оперу. Лишь со временем балетная труппа начала набирать мощь, и только к 1925 году сформировалась как коллектив, способный осилить балетную классику, которая характерна для больших профессиональных, академических трупп и театров оперы и балета.
Своего расцвета балетная труппа достигла к концу 80-х годов XX века. Вся балетмейстерская элита Советского Союза ставила здесь — Игорь Бельский, Олег Виноградов, Юрий Григорович… Их постановки шли очень долго, а некоторые идут и до сих пор. Это было самое золотое время не только балетной труппы, но и театра вообще. После развала страны труппа развалилась тоже.
— Я как зритель хорошо это помню…
— Да, это видели все. Но это касалось всех театров России. Когда открылись границы, все стали уезжать, ведь профессия артиста балета, особенно с русской школой, очень высоко ценится на Западе. После 2000 года труппа опять стала расти, набирать силу. Последний, очень мощный толчок развитию театра дал пришедший в 2006 году директор Андрей Геннадьевич Шишкин. Стратегия, которой он придерживается, тоже связана с разными именами, направлениями, балетмейстерскими школами и возможностями. Труппа сейчас переживает период нового подъёма и нового расцвета. Посмотрите на афишу театра — мы даём балеты три раза в неделю. В других периферийных театрах балет может идти один-два раза в неделю, а иногда и вовсе — недельные перерывы. У нас — жёсткий репертуарный театр с хорошим прокатом, с очень разнообразными наименованиями.
— В последнее время Екатеринбургский театр оперы и балета активно приглашает западных постановщиков…
— Сейчас, когда открыты все границы и все обмениваются культурными ценностями, просто норма — не закрыть двери, не сидеть в своём домике и говорить «мы самые лучшие, мы всё знаем», а открывать двери и окна, давать дорогу всем и отовсюду. Поэтому сейчас приоритетные направления нашей афиши — это поиск новых, современных решений в лексике, оформлении, подаче материала. У нас есть ещё одно направление, по которому идёт театр. Это сохранение этноса. Вспомните такие постановки, как «Любовь и смерть» и «Катя и принц Сиама». В «Каменном цветке» сохраняется наш, русский этнос. И это очень хорошо — иметь в репертуаре национальные спектакли, сохраняя лексику разных на-циональностей, это обогащает театр с другой стороны.