Театр оперы и балета стал украшением "Красной линии" Екатеринбурга
15 января 2014, 18:18
Во время реконструкции здания в 80-е годы обнаружилось, что музы выполнены из бетона. Строители были удивлены: как было возможно отлить из бетона скульптуру с большим количеством мелких деталей в 1912-м? Фото Алексея Кунилова.
История Театра оперы и балета началась задолго до его строительства — в 1843-м, когда в город приехали артисты из Казани. И в здании тогдашнего госпиталя (а ныне — музея ИЗО) поставили первый спектакль — оперу «Женщина-лунатик». Тогда, конечно, никто и не предполагал, что на Дровяной площади может появиться роскошное здание. Но в сознании екатеринбуржцев, заворожённых первыми спектаклями, возникла мысль — городу нужен театр…
Ваза и щит прикрыли ноги…
К 1847 году в городе появляется Первый театр (ныне — кинотеатр «Колизей», об этом мы рассказывали в «Красной линии» от 12 декабря). Его выстроили небольшим — кто же мог подумать, что в промышленном городе будет так высок интерес к искусству? Конечно, не сразу, но мода посещать театр набирала обороты — сначала в репертуаре были совсем простенькие водевили и комедии. Но зритель постепенно проникался особым волшебством театральной жизни. И зал первого городского театра уже стал маловат. Было принято решение: строить новое здание на месте деревянного городского цирка на Дровяной площади. Причём инициатива исходила от горожан, и они же собирали деньги: хотели, чтобы среди невысоких зданий уездного Екатеринбурга красовался театр столичного уровня. Да что там — столичного. Европейского! Чтобы был большим, просторным, светлым, с отменной акустикой. На века.
1910 год. Строительство театра на Дровяной площади только начинается... Кстати, простые горожане активно помогали возводить храм искусств. Фото сайта 1723.ru
И ведь действительно оказалось — на века…
Итак, в 1904 году был объявлен конкурс на здание городского театра, в котором победил Владимир Семёнов (на тот момент — начинающий архитектор, имеющий несколько проектов в Кисловодске и Ессентуках. А в начале 1930-х он станет главным архитектором Москвы). Его проект носил романтическое название «Светлана» и был основан на лучшем мировом опыте, к примеру, на модели Венского театра оперы.
В 1910-м строительство началось. Но от изначальной «Светланы», запланированной исключительно в стиле «модерн», архитектурная комиссия, возглавляемая Константином Бабыкиным и Иваном Янковским, оставляет лишь основу. В итоговом проекте они украшают фасад, добавляют декор и скульптуры. В итоге получается необарочный стиль, наложенный на модерновую основу.
О том, как проходило строительство театра, осталось немало воспоминаний: в процессе возведения было много трудностей. Пропадал инвентарь. На следующий день после торжественной закладки первого камня были сняты верёвки, обозначавшие контур котлована под фундамент.
Когда здание было возведено, успокаиваться было рано: предстояла серьёзная работа по отделке. Разбирались в устройстве электрического освещения, подбирали зеркальное стекло надлежащего качества… Почти круглосуточно трудились мебельщики.
Отдельная история — про скульптуры, возвышающиеся на фасаде театра. В 1912 году делали, особо не задумываясь о символическом значении. В документах они проходили как «три музы» и или совсем просто — «женские фигуры». Но получившуюся скульптурную композицию раскритиковал Север Александрович Бибиков, присяжный поверенный. Он, да и многие другие, отметили, что позы у фигур неестественные, между ними нет общей связи. Было решено замаскировать недостатки: в итоге скульптуры выкрасили в один тон с окраской театра, соорудили вазу и щит с гербом города (тем самым прикрыли ноги средней фигуры).
В октябре 1912 года театр, наконец, распахнул двери для зрителей. Первый спектакль — опера «Жизнь за царя».
И заслуженный восторг публики.
Первый главный дирижёр — Барбини. Ко второму сезону силу набирает и балет, хотя труппа изначально была очень маленькой (восемь человек). Но это не испугало балетмейстера Трояновского — зимой 1914-го он ставит первый балет — «Волшебную флейту» Рикардо Дриго.
Таким здание было до реконструкции. В преддверии 100-летнего юбилея ему вернули исторический серо-голубой цвет. Фото сайта 1723.ru
Театр — не только здание
Коррективы в историю театра вносят события в стране — на следующий день после Октябрьской революции, 26 октября 1917 года, со сцены театра Екатеринбургский Совет рабочих и солдатских депутатов объявляет об установлении в стране нового режима. Для страны наступает непростое время. Для театра — тем более…
Вновь открывается он лишь в 1919-м. А в 1922-м создаётся полноценная балетная труппа. В 1924 году театру присваивается имя Луначарского. С этого момента опера и балет в театре существуют равноправно. Хотя особые успехи тогда были всё-таки в опере: неслучайно в те годы театр называли «лабораторией советской оперы». Иногда афиши украшала надпись: «Право первой постановки принадлежит театру».
Но театр — это прежде всего люди, которые делают ему имя. Обо всех сказать не позволяет объём газетной полосы, так что кратко — лишь о нескольких. Здесь начинали творческий путь Иван Козловский и Сергей Лемешев — этих двух замечательных оперных певцов позже пригласят в Большой и они станут народными артистами. На этой сцене раскрылся талант Бориса Штоколова. Потом его пригласили в Ленинградский театр оперы и балета. Здесь же звучал голос Ирины Архиповой, лучшей меццо-сопрано России.
Что происходило дальше в истории театра? Как любой живой организм (а театр — несомненно, живой), он переживал и спады, и подъёмы. Были кризисные, застойные времена.
В 1981–1982 годах прошла существенная реконструкция здания: тогда был обновлён фасад, внутренние помещения, заменены кресла. В год столетнего юбилея в театре прошла ещё одна реконструкция. Тогда тоже заменили кресла, отремонтировали и подсветили фасады, был заменён паркет. А главное — в театре появилась новейшая техника.
То, что происходит с ним сейчас — не может не радовать. Театр не просто меняется, он не боится смелых экспериментов. Что ни спектакль — прорыв. В опере сразу же вспоминается «Летучий голландец» и «Борис Годунов». В балете с приходом нового худрука Вячеслава Самодурова творческие эксперименты стали неотъемлемой частью работы: вспомнить хотя бы «Данс платформу». Впрочем, современная жизнь театра регулярно находит отражение на страницах «ОГ».