3. Остались ли еще «болевые точки» на карте области – учреждения, которым пока не удается помочь, сколько их в процентном соотношении от общего числа?
– В процентном соотношении мы не считали, но потребность в строительстве и ремонте есть у 235 объектов. Несмотря на то, сколько уже сделано, еще много чего предстоит. Как вы понимаете, область большая, к тому же средства на это направление не выделялись на протяжении многих лет. Здесь еще очень важно сказать, что раньше люди крайне неохотно шли работать в Дома культуры. Сейчас вакансий нет, причем заполнены они специалистами со средним профессиональным либо высшим образованием. Вот эта проблема практически решена. Более того, отрадно, что есть те, кто после учебы возвращается работать в свои же Дома культуры, школы искусств и так далее.
4. Ведет ли министерство культуры статистику по лучшим учреждениям КДУ в регионе? Какие параметры оценки наиболее важны?
– Жесткого рейтинга у нас нет по одной простой причине – все работают в разных условиях. Кто-то в уже упомянутом Доме культуры деревни Кузнецово, а кто-то в первоуральском Инновационном культурном центре. У них разные методы работы, разные задачи. Но у нас есть конкурс по предоставлению субсидий сельским учреждениям и персонально сотрудникам. Во-первых, это мотивирует людей развиваться, а во-вторых, они учатся делать заявки на гранты и субсидии, ведь представить свой проект, правильно расставить акценты тоже нужно уметь. Ну и продолжая тему грантов, конечно, мы обращаем внимание на тех, кого поддерживает Президентский фонд культурных инициатив. Наша область активно заявляется со своими проектами. Причем, если по количеству заявок мы восьмые в стране, то по сумме выделенных средств – третьи.
5. Светлана Николаевна, вы сами начинали профессиональную деятельность в Доме культуры, очень тепло отзываетесь о том периоде. Но за последние годы отношение к досугу у людей поменялось. Многие привыкли заменять поход куда-либо гаджетами, смартфонами, там теперь вся жизнь. Как вы считаете, Дома культуры по-прежнему остаются для маленьких территорий главными очагами культуры?
– На мой взгляд, остаются. Речь о тех учреждениях, где работают заинтересованные, живущие этим делом люди. Придумывают какие-то новые формы взаимодействия, которых еще не было, занимаются волонтерством, проводят квесты. Знаю, что в некоторых модельных библиотеках существуют коворкинги, где можно поиграть в настольные игры, поговорить, почитать… Но с одним условием: перед входом все сдают свои телефоны. Вот такое интересное решение. Или, например, в Билимбаевской библиотеке, которая находится в небольшом здании, очень грамотно продумано пространство. Большой зал отделяется перегородкой от небольшой комнатки, где стоят столы с песочной анимацией. Там можно просто попробовать позаниматься необычным искусством, а можно и сделать свой анимационный фильм.
В Нижнетагильском Новом молодежном театре молодой завлит, выпускница мастерской Николая Коляды придумала во время пандемии проект, в рамках которого местные ребята писали эссе о ситуациях и людях, которые их окружают – героях дома, подъезда. Потом эти небольшие рассказы соединили в спектакль. Ребята почувствовали: то, что они пишут, переживают, нужно кому-то еще. Когда вот так работают с молодежью, конечно, интересно всем.