Влад Коноплёв («Капкан на судью», «Тибра») несколько раз встречался с Андреем Князевым в реальной жизни – тот давал советы, как лучше одеться и всегда был на связи.
Исполнители ролей остальных участников группы тоже похожи на свои прототипы, особенно Даниил Вахрушев — вылитый Александр «Балу» Балунов. Впрочем, у них не такая значительная роль в сюжете.
А вот кто присутствует практически в каждой серии и оказывает влияние на разум Горшка, так это Шут – трикстер и альтер-эго музыканта. Евгению Ткачуку («Дышите свободно», «Праведник») пришлось для каждой сцены гримироваться по четыре часа, а его костюм меняется от серии к серии. Главный образ персонажа создатели позаимствовали с логотипа группы: шутовской колпак, кольца, жабо. Все костюмы шились в трех экземплярах, а изготовление только первого черно-красного кожаного облачения заняло несколько месяцев.
Создатели сериала намеренно открестились от термина «байопик» и не претендуют на историческую точностью показанных в картине событий. Это надо помнить. Жанр, которым они назвали сериал – панк-сказка. И это действительно панк. Действительно сказка.
Сюжетно в проекте две линии. Первая – наша реальность, в которой рассказывается об истории группы и ее участников с момента знакомства Михаила Горшенёва и Андрея Князева в 1989 году и до смерти лидера КиШа в 2013-м. Здесь показаны и творческие успехи и личные трагедии, включая непростые отношения фронтменов с алкоголем и наркотиками.
Вторая линия – фэнтези-сказка, в которой Горшок и Князь отправляются на спасение Принцессы из лап Колдуна, чтобы получить в награду звание королевских менестрелей. Этот мир построен на сюжетах из песен «Короля и Шута» – герои встречают старого знакомого с отрубленной головой, Охотника Себастьяна и Повелительницу мух, Дурака и молнию.
Две сюжетные линии переплетаются, и люди из реальности становятся прототипами для сказочных героев, а сказочные герои, такие как Шут, проникают в наш мир.
Такой художественный прием одновременно и интересная находка режиссера, и бич сериала – получилось как бы два произведения в одном, а из-за ограниченного хронометража не удалось подробно показать каждое.
Так, в реальной линии повествование скачет из 1989 года в 2003, из 1998 в 2011 – повествование концентрируется на личности Горшенёва и творческом становлении группы. Показаны важные вехи, такие как первый собранный стадион, гастроли, разрушительные отношения Михаила с первой женой Анфисой и гармоничные – со второй, Ольгой. Все это показано эпизодически, и только ближе к концу собирается в цельную картину.
В сказочном мире герои хоть и идут к цели своего задания, но выглядит это все как набор эпизодов, некоторые из которых поставили исключительно из-за персонажа, в нем участвующего. Сюжетно это почти не двигает историю вперед. А из-за внезапного переключения из одного мира в другой теряется динамика.
Отдельно хочется сказать про музыку в проекте. Алексей Горшенёв заботливо переложил известные треки группы в аудиоряд, который работает на погружение. А что уж говорить про атмосферу на концертах? Создатели изучили все записанные концерты и заставили главных героев двигаться настолько правильно и атмосферно, что не сразу поймешь – это архивная съемка или игровое кино. Фанаты, побывавшие на реальных концертах, говорят, что настолько точного совпадения с их собственными ощущениями еще не удавалось передать ни одному российскому фильму.
Между тем, именно поклонники группы стали основным драйвером недовольства вокруг сериала в Сети. В их романтизированном представлении Горшенёв – это легенда, о которой либо хорошо, либо никак. И по мнению многих, основная проблема сериала в том, что он болезненно зацикливается на алкогольной и наркотической зависимости Михаила Горшенёва, как будто у него ничего хорошего не происходило в жизни. Действительно, музыкант часто пропускал репетиции, пережил восемь клинических смертей и чуть было не сошел с ума во время лечения в психиатрической больнице, но у него было много других увлечений: он мог часами играть в компьютерные игры, читал Кропоткина и разделял взгляды Нестора Махно. В сериале это если и показано, то крайне отрывочно.
Или взять конфликт Горшка с Князем. Режиссер пытается столкнуть героев лбами, как это случалось в реальной жизни из-за творческих разногласий, но эта линия выглядит весьма натянуто.
В итоге, вдова Михаила раскритиковала сериал. «Многие, кто знал и дружил с Мишей, в недоумении, потому что тот образ, который спродюсирован в этом сериале, не соответствует действительности. Михаила не то чтобы показали не с той стороны, а будто бы специально гиперболизировали слабости и сделали антагонистом. Неверно расставлены акценты. Режиссеру стоило нырнуть глубже, а не транслировать поверхностно картину в массы, основываясь на мнении двух людей», – написала она на своей странице во Вконтакте.
Режиссер Рустам Мосафир в ответ на критику отметил, что старался снять в первую очередь художественное произведение, а «темные стороны» персонажа позволили сделать его более интересным.
Но если не брать в расчет художественную трактовку истории Горшенёва и попытки Князева перетянуть одеяло на своего персонажа, а рассматривать картину как памятник самобытной панк-рок-группе, то все работает. Подтверждают это цифры – только за первые четыре недели сериал привлек более 2,5 миллиона зрителей. А лично для меня «Король и Шут» стал отдушиной в череде драматических российских сериалов — в первую очередь из-за музыки, знакомой с детства.
Панки хой, ё-моё.