Самая ранняя работа из нового поступления – «Подношение даров» – относится к XVII столетию и принадлежит кисти неизвестного автора, предположительно – голландской или немецкой школы. Значительная часть приобретенных произведений относится к середине – второй половине XIX века. Это, к примеру, картина «У монстранции (У реликвария)» Карла Гербстхоффера и «Буря». Про последнюю работу еще в декабре 2022 года говорилось, что автор ее неизвестен. Но благодаря реставраторам этот секрет раскрыт.
Дело в том, что на картине изначально были дата (1853 год) и подпись, которая оказалась полустертой и совершенно нечитаемой.
– При приеме этой работы мы записали ее как «Буря» неизвестного автора, – рассказывает заведующая сектором западноевропейского искусства ЕМИИОльга Пермякова, установившая имя мастера. – Мы продолжили исследования и узнали, что ее автор – нидерландский художник XIX века Петрус ван дер Вейвер. До 1850 года он жил в Роттердаме, затем некоторое время работал в Германии. Ван дер Вейвер является продолжателем другого нидерландского художника XIX века – Баренда Корнелиса Куккука. Это видно в построении композиции и в целом в стилистике. Мы очень рады, что «Буря» вошла в постоянную экспозицию уже с новыми данными.
Среди тех картин, что подарены музею наследниками Александра Алексина, есть те, которые нуждались буквально в спасении реставраторов. Одна из них – работа «Посещение бабушки» XVIII века, неизвестного автора.
– Работа написана на деревянной основе, а это очень нестабильный материал, который сильно реагирует на изменение температурного режима, – поясняет Ольга Горнунг, реставратор, заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства. – Для нас, реставраторов, конечно, это особая сложность, поскольку по центру уже произошло отставание красочного слоя. Мы в таких случаях говорим, что картина больна. И, кстати, если бы прошло еще больше времени, она бы могла просто погибнуть. Сейчас, после реставрации и консервации, нам все равно необходимо внимательно следить за этим участком.
Некоторые приобретенные картины были в неплохой сохранности, но требовали, как бы мы сказали, косметического вмешательства. Например, полотно «Норвежский фьорд» (1910) нидерландского художника Карла Бергфельда. Когда реставраторы подняли раму, увидели загрязнения. Теперь они удалены, а произведение вновь засияло, как это было многими годами раньше. Кстати, за счет этой и еще нескольких работ значительно расширились хронологические рамки коллекции западноевропейского искусства ЕМИИ: теперь верхняя граница – это первая треть XX века.
Сейчас восемь залов второго этажа «Эрмитаж-Урала» наполняют 250 предметов. Чтобы было возможно все это уместить, музейщикам даже пришлось перекрыть окна и добавить фальшстены. Зато теперь еще и крупные произведения (к примеру, любимая посетителями «Прачка» Паскуале Челомми) получили более выигрышные места на выставке, да и всю экспозицию наконец-то удалось разместить в хронологическом порядке, что крайне удобно для восприятия публики и для изучения материала студентами-искусствоведами.
Как мы уже отмечали, обновленная постоянная экспозиция центра «Эрмитаж-Урал» включает в себя и работы, которые на протяжении долгих лет находились в фондах Екатеринбургского музея ИЗО. Один из таких примеров – «Мужской портрет» кисти немецкого художника Отто Грасгофа. Это произведение ждало своего часа в хранилище более 70 лет.
– Когда мы взяли работу в реставрацию, в процессе исследования обнаружили, что там есть авторская подпись. Это очень нечастое явление, но иногда нам все-таки везет, – рассказывает «Облгазете» Ольга Горнунг. – Бывает, мы находим подпись на подрамнике, но в данном случае она расположена прямо на крашенном слое.
Однако для того чтобы атрибутировать картину, просто обнаружить подпись, естественно, недостаточно. Дальше специалисты изучают аналоги, сравнивают, выясняют, могла ли подпись быть сделана копировальщиком или это вовсе подделка.
– Мы обращаем внимание на все нюансы, включая то, покрывает ли кракелюр (трещина красочного слоя или лака в произведении. – Прим. «Облгазеты») не только живопись, но и подпись тоже. Если необходимо, связываемся с зарубежными коллегами. Завершается процесс всегда атрибуционным советом. Как юристы в суде, мы предоставляем доказательства, а совет либо отклоняет версию, либо корректирует, либо принимает. В последнем случае новые данные по картине уже вносятся во всю учетную документацию, – говорит Ольга Горнунг.
Посетить экспозицию можно по Пушкинской карте.
Опубликовано в №73 от 07.04.2023