Сценарий спектакля написала сама Илзе Лиепа, дочь выдающегося танцовщика ХХ века. Это очень личная для нее тема. Спектакль посвящен отцу, приурочен к 85-летию со дня его рождения. Но для нас, зрителей, для всех Марис Лиепа – артист, который как раз и воспринимал свою жизнь в Танце как служение. «Многогранный и мощный, мужественный и загадочный, Марис Лиепа стал легендой для целого поколения россиян, его мировая слава сравнима с популярностью Нуреева и Барышникова», – говорят его коллеги.
Его называли Лоуренсом Оливье в танце, сравнивая с драматическим актером, что признан в мире за эталон интерпретации шекспировских ролей. То есть Лиепе, даже в бессловесном танце, были подвластны та же драматическая глубина и выразительность. «Его мозг танцует, а тело думает», – писала ведущая британская «The Times».
Сначала спектакль «Мой отец Марис Лиепа» был историей… без балета. Премьера состоялась на сцене Большого зала Московской консерватории, с симфоническим оркестром. Илзе использовала книгу своего отца «Я хочу танцевать сто лет», страницы его дневников, собственные записки, эссе. Екатеринбургу же невероятно повезло в том смысле, что теперь «Мой отец Марис Лиепа» – уже другой спектакль: история выдающего артиста дополнена, иллюстрирована фрагментами классических постановок, где блистал Марис Лиепа, – «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот». Их исполнили прилетевшие на Урал звезды Большого и Мариинского театров, Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
На сцене театра «Урал Опера Балет», где шел спектакль, Илзе Лиепа выступала уже не как чтица, а как актриса (драматический дар Илзе известен и по балетной сцене, и по одной из главных ролей в фильме «Михайло Ломоносов»). Это был рассказ о времени, Театре, знаменитом отце, балетной династии. Эмоциональное повествование, идущее по восходящей (так взлетала и танцевальная карьера Мариса Лиепы) внезапно оборвалось ее сухим: «Мой отец скончался 26 марта 1989 года. Ему было 52 года». Трагическое послесловие – на фоне крупного плана Мариса Лиепы в легендарной партии Красса в балете «Спартак».
Илзе оставила «за скобками» причины немыслимо раннего ухода великого танцовщика из жизни. Как не давали ему танцевать. Как выживали, завидуя таланту и признанию, из Большого. Мало кто знает, сколь коварно обошелся с ними театр: Большой согласился принять Илзе в труппу только при условии, что из нее уйдет Марис («Слишком много Лиеп в одном театре»). Пять лет назад, во время «Уральских сезонов», в большом интервью для «ОГ» мы говорили с Илзе и о том, как же надо было ей потом в жизни и профессии оправдывать этот «хитроумный change»…
Она оправдала. Все, что сегодня делают Илзе Лиепа и ее Благотворительный фонд (в содружестве с Президентским фондом культурных инициатив и на Урале – с поддержкой региональной власти) – во имя российского балета, давно признанного национальным достоянием. Cпектакль «Мой отец Марис Лиепа» был посвящен не только отцу, но всем танцовщикам «золотого поколения» российского балета. Один нюанс: будучи по рождению латышом, Лиепа считал себя русским артистом, связал свою жизнь с Россией, укреплял престиж советского (российского) балетного искусства в мире. Этот пример патриотизма, верности долгу и Отечеству востребован сегодня обществом как никогда. При попытках «отмены русской культуры» на Западе понимание значимости отечественного балетного искусства невероятно актуализировалось. А в условиях санкционного давления на Россию, когда афиши многих театров страны «оголились» в связи с отзывом зарубежными хореографами своих произведений, проект «Русский балет навсегда» дал возможность почувствовать гордость за свою страну. А это уже – мнение зрителей.
Нынешний тур проекта «Русский балет навсегда» проходит по городам Ульяновск, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Сочи, Кемерово, Волгоград, Москва.
У Благотворительного фонда «Илзе Лиепа» особое отношение к Свердловской области, где создана и успешно работает развитая сеть учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере искусства. Регион занимает третье место в России по количеству театров и школ искусств. Кроме того, на Среднем Урале созданы Уральский центр по работе с музыкально одаренными детьми, Уральский хореографический колледж, Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования. Большую роль в профессиональном развитии и росте одаренных детей играет фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».