Причем механизм, взывающий к культурной памяти, действительно работает безотказно. Все увиденное на полотнах кажется знакомым до слез и прожилок, но в абсолютно абсурдных обстоятельствах. Как в волшебном мире книг про Гарри Поттера, где персонажи картин могли уходить и перемещаться друг к другу в гости, так и во «Временах года русской живописи» кажется, что герои шедевров так же расселись, разместились как им удобно.
– Уникальность проекта еще и в том, что художникам удалось в контекст актуального искусства ввести традиционную русскую и советскую живопись, – добавила Юлия Борзенкова. – Среди классических березок вдруг оказались литературные герои и реальные люди. Полотна интересны режиссурой. На картине «Зима», например, Царевна Лебедь в окружении богатырей и Ивана-Царевича на Сером волке, а на фоне – Максим Горький и Александр Невский.
Каждое из четырех полотен, помимо прочего – целая загадка. Не только в плане отгадки художников и их произведений, но и зашифрованных деталей. Например, работа «Колхозница на велосипеде» Александра Дейнеки кочует из одного «времени года» в другое, неуловимо появляясь то тут, то там. И подобных головоломок на «Сезонах» бесчисленное множество.
Виноградов и Дубосарский полноценно поработали с собраниями двух музеев. Отсняли необходимое, а некоторые репродукции были отсканированы из книг. В итоге художники подготовили компьютерный монтаж и напечатали его на холсты, дорисовав акрилом. Готовый проект был представлен в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Художники вспоминали, что часть зрителей и профессионального сообщества идею категорически не приняли, назвав дуэт «киллерами русского искусства».
– Конечно, их идея – создать что-то по типу гида «Сто шедевров живописи». Они собрали все самое лучшее вместе. И в то же время появляется ощущение, что на одной выставке ты посмотрел многих художников и их шедевры. Есть чувство насыщенности, удовлетворенности и радости, – говорит Юлия Борзенкова.
«Времена года русской живописи» будут представлены в Галерее Синара Арт до 30 января. Затем работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского отправятся на выставку в Московский музей современного искусства.