Усадьба Расторгуевых-Харитоновых стала украшением "Красной линии"
13 ноября 2013, 19:14
Фото 1910 года. Знаменитый фотограф Прокудин-Горский, сделавший этот снимок, тоже пришёл в восторг от дворца. И отметил, что такой архитектурный шедевр, выполненный в лучших традициях классицизма, вполне мог бы украшать столицу.
«Да это настоящий дворец!» воскликнул Александр I, который в 1824 году во время визита в Екатеринбург останавливался в этом доме. В 1837 году эти стены принимали будущего правителя России Александра II. Неслучайно первое и самое знаменитое творение архитектора Михаила Малахова по праву считалось лучшим особняком города. Усадьба Расторгуевых-Харитоновых немало повидала на своём веку. Судьба обитателей этого дома клубок преданий и легенд. Мы постараемся распутать его, опираясь на самые современные данные...
Досье «ОГ»
Архитектор: Михаил Малахов
Дата строительства: начато в
Адрес: Карла Либкнехта, 44
Деньги есть, был бы зодчий
Усадьба на этом месте начала строиться одновременно с закладкой Вознесенской церкви в
Ротонда в парке при дворце. Начало шестидесятых годов. Со времён Малахова практически ничего не изменилось.
Первоначально земельным участком владел губернский секретарь Исаков. В
Чтобы сделать из этого шедевр, нужен был творец. В семейном предании, уже упомянутом выше, есть доля истины Расторгуев и правда долго искал архитектора. В 1815 году он через подведомственные службы (вся администрация была в то время у него на контроле) находит в Оренбурге талантливого выпускника Академии художеств Санкт-Петербурга. И приглашает его в штат Екатеринбургских горных заводов, но фактически поручает выстроить на Вознесенской горке дворец. До сих пор неизвестно, какими путями Расторгуев выяснил, что ничем ещё не проявивший себя Михаил Малахов талантливейший архитектор. Но именно благодаря хлопотам и поискам Льва Ивановича в нашем городе появился этот человек.
Малахов поставил на главный дом крошечный мезонин с портиками, спроектировал домовую церковь с ротондой, украсил здание колоннадой, возвёл переходной флигель между церковью и домом. Получился настоящий шедевр классицизма.
В 1823 году усадьба отошла к Петру Яковлевичу Харитонову зятю Расторгуева. Харитонов скупил прилегающие участки и разбил «английский сад» с прекрасными оранжереями, цветниками, беседками и прудом. Сад, кстати, считался городской гордостью и был публичным: здесь проводили время знаменитые люди города.
Тогда уже сложился окончательный облик усадьбы. Что особенно ценно он практически не изменился.
Подземелья это не легенда
В
Кстати, после ссылки Петра Яковлевича по городу тут же расползлись легенды мол, в подвалах Харитоновской усадьбы целая сеть подземелий, расходящихся от дома во все стороны. Там-то и пытали несчастных крестьян. В 1924 году в парке перед выходом провалилась почва. Когда стали разбираться, обнаружили потайной ход. Выяснилось, что под парком и дворцом целая паутина тоннелей, в большинстве своём, правда, полуразрушенных. В
В годы революции здесь размещался отряд Красной гвардии, работал Урало-Сибирский коммунистический университет. В
Легенды усадьбы
• Расторгуев в подземельях устроил молельни для староверов (которым в то время запрещалось проводить богослужения). Дело в том, что он сам был старовером и хранил в доме старообрядческие книги и иконы. Десятки раскольников приходили по ночам в дом Расторгуева, чтобы отправлять там свои богослужения. Также считается, что где-то в ходах всё ещё могут быть замурованы старинные иконы и книги.
•Распространена легенда, что дочь Расторгуева из-за неразделённой любви утопилась в парковом пруду. На самом деле, обе дочери Расторгуева ещё долго жили после ссылки своих мужей в Кексгольм.