Изделие из уральских самоцветов было передано Франции на вечное хранение. Некоторое время оно находилось в Лувре. Затем в музее решили оставить только экспонаты, датируемые не позднее чем середина XIX века, остальные предметы перевезли в загородные резиденции. Так, каменная карта отправилась во дворец в Компьень, где и находится по сей день.
Только в 1995 году свердловчане смогли увидеть, как выглядит знаменитая карта. В Екатеринбург приехал посол Франции Пьер Морель и привез цветную фотографию изделия. И в 2012 году у сотрудников музея возникла идея создать копию работы. На это ушло два года, зато теперь все желающие могут полюбоваться картой из уральских самоцветов, хранящейся в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства.
Об истории и нюансах создания копии карты Франции, уверены, никто не расскажет лучше, чем мастер, трудившийся над ней, – художник-камнерез, кавалер ордена А.К. Денисова-Уральского Анатолий ЖУКОВ.
– Анатолий, есть разные версии, как музей решился на повторение такого сложного изделия…
– У меня был разговор с директором музея Надеждой Пахомовой (с 2020 года – президент музея. - Прим. "ОГ") о том, что есть такая идея. Она ответила, что и ей приходила эта мысль – сделать копию уникальной карты. Ведь у нас в тот момент находилась лишь фотография – было как-то не очень удобно, что люди приходят и смотрят только на снимок. И потом, ясно, что далеко не каждый может позволить себе поехать в Компьень, чтобы увидеть оригинал. Второй аргумент: на тот момент я прочитал много недостоверной информации об этой карте – в Интернете и даже в книгах. Хотелось показать, что она представляет из себя на самом деле.
– И вы даже отправились во Францию, чтобы как следует изучить оригинал?
– В 2012 году мы с супругой путешествовали по Европе. Заодно заехали в Компьень, это примерно 80 км от Парижа. Предварительно Надежда Пахомова через французского консула договорилась, чтобы хранитель музея нас встретил. Мне была интересна технология, потому что по фотографии, которая у нас была, не совсем понятно, как карта изготовлена. А там, хоть она и была под стеклом, я увидел нюансы. Мне стало ясно, как сделать повторение.
– Насколько понимаем, непросто оказалось подобрать камни, ведь нужно было, чтобы они совпали с теми, что использованы в оригинальном изделии?
– Кое-какое сырье у меня уже было. Конечно, многое пришлось подыскивать, в основном это разные виды яшмы. Повторить один в один камни нельзя, ведь у каждого свой, неповторимый рисунок. Но я искал похожие по цвету, тону. Поэтому я бы не назвал наше изделие точной копией, это скорее реконструкция изделия 1900 года.
– Что касается камней, вы использовали только уральские самоцветы?
– Основная гамма – да, как и в оригинальной карте. Родонит, яшма, письменный гранит, кварцит, сердолик. Можно перечислять долго. Но есть, например, нефрит – это сибирский камень, Василий Мостовенко тоже его использовал. Еще мне пришлось повозиться с мрамором – его выбрали для обозначения морей. Я хотел найти экземпляр с рисунком, который бы напоминал волны. В итоге остановился на турецком камне. Что касается драгоценных камней, то мы заменили их на синтетические, иначе получилось бы очень дорого, а музей делал копию своими средствами. Полудрагоценные – аметист и хрустали – природные.
– В разных источниках на просторах Интернета в авторстве карты значатся три человека – вы, ювелир Александр Устьянцев и некий Казаненко. Эту же фамилию в ответах на вопрос прислали все наши участники конкурса…
– Не Казаненко, а Фёдор Наказненко. Это мой товарищ, тоже реставратор, он работает с деревом. Я к нему обратился, и мы вместе придумали раму для карты – из дуба и красного дерева. Александр Устьянцев – наш музейный реставратор, внук знаменитого ювелира Леонида Устьянцева. Саша делал все надписи, реки. Правда, золото пришлось заменить на латунь, платину – на серебро. Что касается рек, то мы их задумали иначе, чем в оригинале. Я вырезал желобки, которые потом залили серебром. Получилось объемнее, чем в оригинале. От этого реки более живые.
– Оригинальная карта делалась два года. Но при этом мы понимаем, что оборудование было совсем другим. Почему в наше время на изделие ушло столько же времени?
– Над картой Мостовенко работало восемь камнерезов. Хотя кое-где пишут, что вообще чуть ли не вся фабрика, но это точно неправда, просто потому что оборудование было ограничено. А восемь человек – наверное, это реально. Я работал с камнем один, и поскольку каждый департамент обрабатывается по отдельности, это действительно трудоемко.
– По сути, два года жизни вы посвятили одному произведению…
– Да, значительная работа. Но люди неоднозначно к этому относятся. Были и те, кто говорил: мол, зачем тратить столько времени на копию. Хотя создание копий распространенное в общем-то явление. Уверен, есть произведения, оригиналы которых уже не существуют, мы вообще знаем уже только копии. И потом, я говорил, что камни в принципе не повторяются, поэтому перед нам не просто карта Франции, но и своего рода коллекция уральского камня. Для меня главное, что она точно привлекает внимание посетителей. Это я заметил, когда дежурил в зале в Ночь музеев.
– Среди известных нам каменных мозаичных карт в том числе карта электрификации СССР и карта Свердловской области, украшающая одно из правительственных зданий Екатеринбурга. Но о них говорят, что они не такие изящные, как карта Франции. Согласны?
– Каждая карта по-своему хороша. Карта Электрификации СССР – очень большая. Там 26 квадратных метров, а у нас только 1 квадратный метр. Над ней работало много мастеров, в том числе уральцы. И огранка сложная. Наша, конечно, более камерная. Потом, у нас карта административная – карта департаментов, а там карта физическая. То есть возвышенности, низменности – рельеф и прочее – все выделено цветом. Что касается карты Свердловской области, ее делал Рахим Абдулин, как и карту Башкирии и других территорий. Они тоже административные, но при этом художнику еще нужно было отметить месторождения разных полезных ископаемых. В этих картах проще подгонка, это плоскостная техника – она сначала набирается, а потом целиком обрабатывается. А в карте Франции, как я говорил, все департаменты обрабатывались по отдельности, и только потом их нужно было уложить в одну плоскость. Другой технологический подход. Каждый решает задачу по-своему.
Досье "ОГ"
Анатолий ЖУКОВ. Родился 6 февраля 1956 года в Каменске-Уральском. Художник-камнерез, мастер камнерезного искусства, реставратор высшей категории. Заслуженный деятель камнерезного искусства, кавалер ордена А.К. Денисова-Уральского.
Окончил Архитектурный институт, факультет «промышленное искусство».
С 1982 года работал старшим художником производственного объединения «Уралкварцсамоцветы».
С 1996 года реставратор Музея истории камнерезного и ювелирного искусства.
С 1999 года работал в собственной совместной с Д. Емельяненко творческой мастерской.
С 2006 года работает в собственной авторской творческой мастерской.
Работы находятся в коллекциях Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Иосифа Кобзона, Татьяны Васильевой, Людмилы Чурсиной и др.
ОТВЕТЫ
1. Сколько весит карта Франции, изготовленная в 1900 году?
33 пуда, это около 540 кг
2. Какой материал (вместо клея) был использован для того, чтобы прикрепить каменные департаменты к основе карты?
Зубной цемент
3. Какому из французских президентов была подарена необычная карта?
Эмилю Лубе
4. Где сейчас хранится оригинальная мозаичная карта?
Музей в Компьене (Франция)
5. Какие мастера сумели повторить карту в 2015 году для екатеринбургского музея?
Анатолий Жуков, Александр Устьянцев, Федор Наказненко
Быстрее и точнее всех на вопросы конкурса ответили:
Катерина ОЛЬКОВА
Нонна ЯГОДА
Вера СЕМЁНОВА
Победителям дарим билет в Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, а также памятные сувениры от «Областной газеты».
Для получения приза необходимо позвонить по телефону +7 (343) 375–80–11, а затем подойти в редакцию по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101, 3-й этаж, каб. 349.
Опубликовано в № от 15.10.2022