Старенький телефон – почти чеховское ружье. Разве что стреляет сразу. Борис активно начинает его осваивать и завязывает переписку с женщиной-садоводом Надеждой (Елена Яковлева). Они обмениваются фотографиями урожая, так – слово за слово – наш герой решает встретиться с ней лично, чтобы показать свой огромный баклажан. Этот неловкий эвфемизм, как и другой незатейливый юмор в фильме (каламбуры из разряда глухого телефона – «тучи – пучит»), единственное сразу бросающееся в глаза слабое звено. Благо с подобными шутками авторы не перебарщивают. В общем, Борис хочет увидеться с Надеждой, но есть маленькая проблема – она живет в Москве. Хотя сразу появилось и решение – сын Миша собирается перегонять туда целый дом на колесах, и отец, недолго думая, отправляется с ним.
Борис, продолжая чеховскую тему, – человек в футляре, замкнутый на собственном огороде и школе, настоящий бука, прозванный за глаза «лешим». Учитель географии, который не выезжал за пределы своего города. Такая поездка, на первый взгляд, попытка вылезти из футляра, а на второй – наладить отношения с сыном. Второй пункт проявляется уже по ходу действия. Все-таки два человека в одной машине должны о чем-то говорить на протяжении 8 000 километров.
«Путешествовать – полезно, это заставляет работать воображение», – так начинался революционный роман Луи-Фердинанда Селина «Путешествие на край ночи». Пожалуй, в «Далеких близких» путешествие еще и заставляет работать чувства. Впервые за долгое время отец и сын начинают просто общаться друг с другом. Застывшие отношения уже немолодого отца и взрослого сына начинают потихоньку таять, каждый говорит об обидах прошлого. Они близкие люди, но при этом далеки друг от друга, как Хабаровск от Москвы.
И не все у них получается сразу. Героям предстоит череда дорожных приключений. Они чуть не утонут в Байкале, застрянут где-то в болотах, украдут поросенка, рассорятся так, что Миша высадит отца на ближайшем вокзале, но в конце концов поймут, что ближе друг друга у них никого нет.
«Далекие близкие» оказывают почти терапевтический эффект. Путешествие через всю страну с самыми красивыми и живописными ее видами одновременно успокаивает и заставляет пойти собирать чемодан. Потому что тот же Байкал, с одной стороны, такой близкий, а с другой – далекий. Столько знаем про него, но все никак не доедем.
Во многом этот терапевтический эффект вызван игрой Евгения Сытого. В череде совсем разных ролей Евгений Сытый не играет в фильме, а живет. Каждая его фраза не то импровизация на площадке, не то вообще что-то личное, кажется даже не вписанное в сценарий. Он непростой человек в картине, но до дрожи трогательный. Исхудавший за время тяжелой болезни, но с огоньком в глазах, с букетом из цветной капусты Евгений Сытый прочувствовал своего персонажа, но, к сожалению, не увидел конечного результата – актер скончался в марте 2022 года…
«Далекие близкие» кино и семейное, и вполне личное, и народное. Про тему отцов и детей будут снимать еще много, но так ли часто будут говорить о ней, как Иван, по-доброму? Доброта спасла героев фильма. Может, спасет и наше кино.