Кстати, в отношении новаций сами екатеринбургские кукольники и задали высокую планку фестивалю. Так, в афише «Петрушки Великого» (на правах хозяев) две их постановки - «Собака-камень» и «Гоголь. Триптих», обе рассчитаны на подростковую и взрослую аудиторию. Первый спектакль создал знаменитый художник и режиссер Виктор Плотников. Это так называемая опера марионеток, смелый эксперимент, отправной точкой которого стала легенда о том, как в селе Кундравы Чебаркульского района в ночь гибели начдива Чапаева из могилы встал его ординарец Пётр Исаев. Крайне необычная работа в прошлом году была номинирована на «Золотую маску».
Спектакль «Гоголь. Триптих» (от команды из Белоруссии во главе с режиссером Игорем Казаковым) можно по праву назвать одной из самых ярких постановок региона в прошедшем сезоне. На суд зрителей представлены трагедии трех гоголевских персонажей – Башмачкина, Копейкина и Поприщина. Отдельной строкой надо говорить, конечно, о художественном оформлении спектакля, о невероятно выразительных и вместе с тем жутких куклах-масках, об атмосфере, которая давит не только на маленьких, выброшенных на обочину жизни людей, но и на зрителей.
И градус драматизма отнюдь не опускается, если мы продвинемся дальше по афише. Казалось бы, совсем в кукольном театре не ожидаешь увидеть постановку о страшном голоде, свирепствовавшем в Поволжье и на Урале в 20-х годах прошлого столетия. Именно эту тему поднимет на фестивале Государственный театр кукол из Казани «Экият». Спектакль «Адамнар» («Люди») по одноименной повести Галимджана Ибрагимова сыграют на сцене ТЮЗа на татарском языке, с синхронным переводом.
В программе смотра также коллектив, который является желанным гостем, пожалуй, на фестивалях любого уровня – это санкт-петербургский театр «Особняк». Со спектаклем «Комната Герды» труппа стала обладателем Гран-при «Петрушки» в 2018 году, а затем получила и несколько «Золотых масок». В этом году они привезли в Екатеринбург сложную, уж точно новаторскую во всех смыслах постановку «Цирк Умвельт». Жанр авторы определили как «метафизическое закулисье». Это история о нищем передвижном цирке, в основу которой положен реальный случай, даже сейчас вызывающий оторопь. Во времена Великой депрессии в одном доме на ужин хотели зажарить цыпленка, естественно, отрубив голову. Но по какой-то причине он не умер, и хозяин собрался заработать на его «особенности». Да-да, этот безголовый цыпленок на протяжении двух лет гастролировал с цирком по близлежащим городам.
Как рассказывают авторы, это спектакль о том, как израненные физически и душевно, несовершенные существа вдруг обретают внутреннюю силу и возвращаются к своей природе.
Еще одна постановка, на которую точно стоит обратить внимание, – «Бетховен. Разговорные тетради» Иркутского областного театра кукол «Аистенок». В «Разговорных тетрадях» друзья композитора, который, как известно, не слышал, записывали для него свои реплики, на них он отвечал устно или письменно.
– По-моему это очень интересный проект, – отмечает Пётр Стражников. – Спектакль в первую очередь рассчитан на ребят, которые не слышат, но не только. Остальным в зале выдадут беруши, чтобы они тоже воспринимали происходящее исключительно с помощью зрения. Возникнет ощущение, что мир на сцене перевернут. И конечно, это одна из работ, особенно подходящих под девиз «Ломая стереотипы».
Не скажут ни слова и в спектакле «Неспящий» стамбульского театра кукол Sevincer. Только авторы сконцентрировались не на композиторском искусстве, а на творчестве всемирно известных художников – Пикассо, Ван Гоге, Дали. Что их объединяет? Все они знали, что именно во сне можно увидеть свежие идеи для своих картин.
Но сказать, что вся программа «Петрушки» рассчитана исключительно на взрослую аудиторию, будет неправильно. О маленьких зрителях никто не забыл, более того, в афише есть спектакль, на который ждут тех, кто еще совсем недавно из пеленок.
– Наша программа носит самый широкий возрастной ценз – от 0+ до 16+, – поясняет заведующий литературной частью Екатеринбургского театра кукол Семён Вяткин. – К примеру, для самых-самых маленьких приготовлен трогательный спектакль «Филин и солнышко» коллектива из Томска. Также две постановки в афише созданы по сказкам Андерсена «Снежная королева» Ханты-Мансийского театра кукол и «Русалочка» Московского областного театра кукол. Так что приглашаем свердловчан на фестиваль, билетов осталось уже совсем немного, поэтому нужно успевать.