Но в художественном плане Виталия Воловича еще предстоит открывать. И музеям, и зрителям. Мастеру такого масштаба все же нужна дистанция для понимания. И проект «Неизвестный Волович» – это, в общем, попытка эту дистанцию сократить.
Еще один «крючок» от организаторов выставки – она открыта к 95-летию художника. Однако юбилейная дата будет только в следующем году. Впрочем, музей пошел на эту хитрость специально. Дело в том, что это первая выставка к предстоящему юбилею. Да, за год вперед, но, понимая масштаб художественного наследия Виталия Воловича, начинать действительно нужно уже сейчас. Экспозиция «Неизвестный Волович» позднее отправится в «турне» по другими филиалам Свердловского краеведческого музея и будет ездить целый год, вплоть до юбилейной выставки, которую в музее обещают сделать масштабной.
А пока к 94-летию художника, совместно с семьей Воловичей, в двух залах дома «Дом Поклевских-Козелл» выставили почти 30 работ мастера.
– Этого никто прежде не видел, – отмечает замдиректора музея Владимир Быкодоров. – В одном зале – невыставлявшиеся картины, которые художник создавал в 2016–2018 годах. Во втором – работы, которые не демонстрировались публике более 30 лет. Про них было сказано: «они пролежали где-то на высокой полочке». На картинах даже не обозначен год создания.
Так, посетителям представлена графика из серий «Цирк», «Мастерская» и «Средневековые мистерии». Поздние работы Виталий Волович, кстати, рисовал, казалось бы, совершенно нетипичным для большого художника материалом – цветными карандашами. Но мог добиваться и глубины, и драматизма. Мимо этих картин, вообще, просто так не пройти. Каждая из них – головоломка. Сложившийся ряд персонажей и вещественных знаков – Христос, ангелы, чудовища, шуты, химеры, правители, птицы, карты и многое-многое другое. Нужно рассматривать детали, прикладывать усилия, чтобы разгадать картину. Если получится, то становится понятно, что Виталий Волович вкладывал в свою фразу: «Художник побеждает хаос». И совершенно неважно, что он побеждал его при помощи безобидных цветных карандашей. Однажды его даже спросили, почему он, большой художник, вдруг обратился к ним, на что Виталий Михайлович философски заметил: «Видимо, вновь впадаю в детство».
Работы 30-летней давности выполнены в другой технике – темперой и гуашью.
– Судя по языку, это графика из 90-х. Очень мощная, плотная, – считает искусствовед Галина Шарко. – Она выражает те образы и те идеи, которые возникли у Виталия Воловича еще в 60-е годы. Во втором зале – картины, которые подводят итог жизни художника. Это творчество впитало и исторические события, и его личные переживания. Эти работы, на самом деле, требуют подготовки для их понимания.
В Художественном музее Эрнста Неизвестного представлены работы из путешествий Виталия Воловича. Он много рисовал с натуры, ездил не только по Союзу, но и в Чехословакию, Францию, позднее в Израиль, Италию, Западную Европу. Итогом этих поездок стало большое количество графических и живописных работ. Кроме того, на выставке представлены фотографии из путешествий и более 20 эскизов, в которых, как отмечают в музее, художник стремился передать многообразие мира и культур.
Выставка в музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» работает до 9 октября, в музее Эрнста Неизвестного – до 4 сентября.
Виталий ВОЛОВИЧ (3 августа 1928–20 августа 2018). Родился в городе Спасске Дальневосточного края. В 1932 году переехал с матерью в Свердловск. Окончил Свердловское художественное училище. Художник-иллюстратор, график, живописец. Сорок лет творческой жизни посвятил книжной графике: иллюстрировал Михаила Пришвина (1953), Роберта Льюиса Стивенсона (1962), Павла Бажова (1963, 1969), легенды и сказки народов мира (1960-е), Максима Горького (1965), трагедии Шекспира «Отелло» и «Ричард III» (1968), роман Бедье «Тристан и Изольда» (1978), «Эгмонта» Иоганна Гёте (1982), «Слово о полку Игореве» (1985) и другие произведения. Народный художник Российской Федерации, почетный гражданин Свердловской области. Похоронен на Михайловском кладбище в Екатеринбурге.