Счастливое детство Артема на этом прерывается, как запрещенная волна на приемнике. Первое серьезное потрясение рушит картину мира подростка. Отец – предатель. Не столько Родины, сколько семьи. Он «невозвращенец», в первую очередь для Артема. Детство кончится когда-то. Оно, понятно, не навсегда. Вслед за предательством Артем узнает, что и с любовью в этом мире все непросто. Одноклассница Света предпочитает другого – Гордея, сына моряка, которому отец из-за границы привозит диковинные безделушки. Одна из них – роликовая доска. Слова скейтборд тогда не было.
Именно в этой доске с четырьмя колесами Артем найдет смысл дальнейшей жизни. Ситуация вполне бытовая – подросток чем-то увлекается до безумия, день и ночь проводит на улице. Цель-то простая – стать лучшим. Для этого нужно эту доску сначала сделать, а потом победить в местных соревнованиях, чтобы доказать Светке, кто тут главный герой. Зрителям же остается следить за перипетиями жизни подростков под южным солнцем и ностальгировать по детству.
«Асфальтовое солнце» скрупулезно собирает приметы времени. На дворе 1982 год, на футболках – олимпийские кольца. И заглядываясь на детали ушедшей эпохи, не боишься пропустить детали сюжета. Он лихо разгоняется, как роликовая доска, и притормаживает на опасных поворотах. Илья Хотиненко собрал в картине, скорее, образы, чем конкретику. Мальчишки взрослели во все эпохи, но рассматривая реконструкцию прошлого, – так и не находишь чего-то нового.
Прощание с детством протекает, между тем, со всеми атрибутами – дискотекой, дракой, милицией, ссорой с другом. Набор классический, но вовсе не утомительный для зрителя. Во многом эта заслуга удачно подобранных артистов, как на главные, так и на второстепенные роли. Артем Фадеев наделен каким-то обаянием, которое расцветает под ярким солнцем. Совершенно искренняя улыбка и полное попадание в образ. Равно как и у Давида Мелконяна, Анфисы Кафтановой и Алины Бабак. В эпизодической роли – властной преподавательницы балета – задействована еще одна актриса «Коляда-театра» Василина Маковцева. А уже после просмотра фильма можно сделать интересное открытие: главного антагониста, того самого Гордея играет Александр Бодров – сын Сергея Бодрова-младшего. Для Александра это дебют в кино.
В целом, у Ильи Хотиненко получилось весьма удачное, если можно так выразиться, возвращение в зрительское кино. «Асфальтовое солнце» совершенно беззлобная картина о том, что взрослеть приходится всем и всегда. Просто кому-то раньше, а кому-то позже. Кому-то быстро, а кому-то медленно. Но это неизбежно. Возвращаясь к метафоре разгона роликовой доски, можно добавить, что тормозит она в начале 80-х. Где яркое солнце и беззаботные ребята. Впереди у них, как и у страны, сложное время, но об этом сняты уже другие фильмы. А где-то в приморском городке пока все хорошо. Друзья мирятся, отцы шлют письма даже из Лондона, а разбитые сердца можно собрать. В конце концов детство – самое счастливое время, куда не поверни.
Правда или вымысел
В одной из сцен фильма два героя – Артем и Митька – буквально из подручных материалов изготавливают роликовую доску – скейтборд. В картине они делают это сами по инструкции из неназванного журнала. В итоге у двух друзей получается вполне рабочий экземпляр. После просмотра фильма некоторые зрители в зрительном зале (корреспондент «ОГ» свидетель), а потом и в комментариях под другими рецензиями, усомнились, что такое возможно. Якобы подобные доски появились гораздо позднее.
Но на самом деле, популярный в советское время научно-популярный журнал «Юный техник» опубликовал подробную инструкцию (см. ниже) о том, как изготовить «роликовый самокат» еще в 1978 году. То есть примерно за четыре года до показанных в фильме событий. Поэтому такая сцена вполне правдоподобна. В приложении под номером «6» была дана схема сборки всей доски и занимала она три страницы. Роликовый самокат можно было сделать самому, без заводских условий. Заканчивался текст так: «Выходить с самокатом на проезжую часть улицы или площади строго запрещается».