Но главное ведь в фильме шахматы? Казалось бы, но нет. Будто политическая подоплёка матча привлекает создателей гораздо больше, чем происходящее на доске. Спасать ситуацию призвана анимация – то превращающая фигуры в реальных солдат, то в нейроны головного мозга, в которых мелькают комбинации. Но не более того. Удивительным образом футбол и баскетбол, затесавшиеся в картину, выглядят более живыми и интересными.
«Это больше не игра», – говорит в какой-то момент Корчной. Именно так и происходит. Шахматы скатываются в борьбу двух идеологий, сбежавшего и оставшегося, добра и зла, плохого и хорошего. Изнурительные 32 партии подпитываются этим, хотя драматически были бы состоятельны и сами по себе: Карпов сумел одержать победу при равном счёте 5:5 и сохранить корону.
Картине «Чемпион мира», выражаясь спортивными терминами, можно было дать медаль «За волю к победе». Создатели скрупулёзно восстановили антураж, декорации зала в Багио, сохранили хронологию, пригласили прекрасных артистов, но так и не придумали, как из шахмат сделать привлекательное и зрелищное кино. А имея возрастной ценз «6+» и вовсе угодили в ловушку. Дети явно не поймут политической игры, а знающие взрослые не увидят показа партий.
Добро в кино в лице Анатолия Карпова победит зло в лице Виктора Корчного. С таким накалом страстей совсем не важно, что оба гроссмейстера встретятся друг с другом в чемпионском матче уже в 1981-м, и Карпов снова выиграет. Тут, как говорится, война войной, а чемпионские матчи всё же по другому расписанию.