– «Облако в штанах» звучит в сопровождении музыки Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. Как подбирались произведения? Ведь каждый из композиторов по масштабам творчества такая же глыба, как Маяковский…
– Выбор музыкального материала, – рассказывает народный артист СССР Юрий Башмет, – был огромный. Пошли от такой «тональности» – великие творцы жили в одно время. Время их объединяет. Это очень трудно выразить словами, но это всегда слышно… И продукты питания, и политическая составляющая в тот момент в стране, и что в мире происходило – всё было общее. Они это вместе проживали, чувствовали. Маяковский это выразил в языке – ярко, остро. Но и музыка такая была! Ваш вопрос интересен, но он требует детализации. Если же о главном – они жили в одно время. Можно было придумать и другую «тональность» – то, о чём. Есть же программная музыка. Например, у Рихарда Штрауса существуют симфонические поэмы с названиями – «Дон Кихот», «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля», «Так говорил Заратустра», «Макбет». Что ни герой – судьба, идея. То же есть у Чайковского, Прокофьева. Вот это – О ЧЁМ. А здесь у нас скорее не столько о чём, сколько – ГДЕ и КОГДА… Музыка ведь более странный вид искусства, нежели слово. Слово конкретно. А музыка, особенно классическая, провоцирует слушателя к собственным фантазиям. Когда они совпадают, особенно у сидящих рядом в зале, они могут и… пожениться в конце концов. Ведь это их объединяет.
Но есть категории общечеловеческие. Любовь и ненависть, верность и предательство. И много других оттенков…
Однажды в жанре «Слово и Музыка» мы воплощали идею – текст «Калигулы» Камю (Хабенский), наложенный на музыку Шуберта «Девушка и смерть» (оркестр «Солисты Москвы»). То и другое настолько самодостаточно – ёмкое, сфокусированное, насыщенное содержание, что одна зрительница, опоздавшая в Пушкинский музей, где шёл концерт, подумала: в одном зале – читают, в другом – репетируют музыканты. Почему, дескать, не договорились? Ей показалось: музыка отвлекала от текста, а текст отвлекал от музыки… А если серьёзно: слово в сопровождении музыки – это достаточно сложно.
– Тем не менее вы в последнее время часто выступаете в этом жанре – с разными артистами. Чем он привлекает?
– «Маленький принц» с Хабенским идёт уже более четырёх лет, а на него (без всякой рекламы!) билетов не достать. С Женей Мироновым у нас несколько программ, с Андреем Мерзликиным…
Мне это нравится. А началось всё с Миши Казакова, который очень любил классическую музыку, знал её. А как читал поэзию! Вспоминаю: у них с Бутманом был проект: Миша читает, Игорь играет. Они прямо в унисон существуют, один следует за другим, ноздря в ноздрю. Миша почти уже поёт. А Игорь на саксофоне почти читает стихи . Высший пилотаж жанра!
Опубликовано в №207 от 10.11.2021 под заголовком «Между криком и стоном»