Красная линия: "нулевой километр"
18 сентября 2013, 19:59
Фото - wikipedia.org
«Нулевой километр» начальная точка отсчёта дорожных расстояний. Обычно она отмечается особым знаком: это может быть памятник, скульптура, табличка или даже целое здание. В Екатеринбурге это круглая плита с контурами Свердловской области, на которой столица Урала обозначена звездой. Оказаться в начале всех дорог можно у Главпочтамта, где и находится этот знак.
Изначально такие символы устанавливались только в столицах. Но потом они стали появляться и в городах поменьше когда разрослась сеть дорог.
Во многих путеводителях, интернет-источниках, краеведческих книгах и справочниках можно прочесть такую фразу: «Знак, отмечающий начало отсчёта дорожных расстояний, Всемирный почтовый союз рекомендует располагать возле главного почтового отделения города. В Екатеринбурге знак не раз перемещался по городу вместе с почтамтом». И всё.
Возникает несколько вопросов где же ранее находилось главное почтовое отделение и был ли возле него знак? И перемещался ли один и тот же знак или его заменяли? Попробуем на них ответить.
Фото 1910 года. Здесь располагались почта и телеграф до 1933 года. Через семь лет, в ночь на 1 марта 1917 года, именно здесь получили первые сообщения о крахе самодержавия, а в ночь на 26 октября о свержении Временного правительства. Фото 1723.ru
Дома, где располагалось здание городской почты и телеграфа в дореволюционное время, сейчас уже нет. Но старожилы его хорошо помнят двухэтажное кирпичное здание между улицами Карла Либкнехта и Красноармейской на проспекте Ленина (в дореволюционные времена Главный проспект) простояло до середины пятидесятых годов. Почте в начале XX века вполне хватало половины первого этажа. Хотя к 1917 году население города составило около 100 тысяч человек, жители, среди которых было много неграмотных или полуграмотных, писем почти не писали. Куда почётнее и вежливее было передавать свои послания лично. Почта служила в основном для междугороднего сообщения, и корреспонденции было немного. Второй этаж здания занимал телеграф.
Фотография сделана в 1933 году, как раз тогда, когда главная почта города расположилась в этом здании. Архив Свердловского краеведческого музея.
Новое здание для дома связи начали возводить в начале тридцатых, и в
Доподлинно известно, что когда почта находилась в старом здании, отсчёт дорожных расстояний начинался именно оттуда: так в Российской империи было заведено. И географическим центром города считалась именно главная городская почта. Но был ли там какой-нибудь знак, обозначающий «нулевой километр»? В нестоличных городах зачастую обходились без определённого символа отсчёт просто вёлся от здания почты. Откуда тогда в краеведческой литературе фраза о том, что «знак переносили»? Ни в музее истории Екатеринбурга, ни в краеведческом музее, ни в управлении по благоустройству города, ни в институте геодезии УрО РАН мы не смогли найти ответ на этот вопрос. Но почти со стопроцентной уверенностью можем утверждать: если и был на том месте какой-либо символ, вряд ли это тот же самый, возле которого сегодня останавливаются туристические группы.
Знак, который сейчас находится у здания Главпочтамта, появился явно позже тридцатых годов. И уж тем более не в дореволюционные годы, подтвердили нам в краеведческом отделе библиотеки имени Белинского. Судя по внешнему виду, ему может быть около полувека.
Но вот сколько именно?
Я пришла работать на почту в 1982 году, вспоминает начальник Екатеринбургского почтамта Татьяна Павловна Фомина. И я точно помню, что знак тогда уже был. Почта им никак особо не интересовалась, и в наших архивах я не нашла сведений, что именно Главпочтамт был причастен к установке знака. Могу предположить, что его установили в послевоенные годы однажды я проводила встречу с пенсионерами, они вспоминали, что в годы их молодости у них существовала традиция встречаться возле этого знака.
Татьяна Павловна помогла нам связаться с Ниной Александровной Балашовой, начальником екатеринбургской почты в семидесятые годы. Она подтвердила, что уже тогда у всех сотрудников почты было стойкое ощущение, что знак был всегда. Удивительно, что события истории, далёкой от нас, восстановить оказалось гораздо легче: мы знаем о временах основания города, но не можем выяснить, когда и кто установил «нулевой километр». Поэтому обращаемся к читателям может быть, кто-нибудь из вас помнит, как устанавливался этот знак или знает какие-нибудь подробности о нём? Если нам удастся вычислить точный год появления знака, информацию можно будет попытаться найти в архивах газет.